Найти в Дзене
ZenLive

Шаурма. Открыли и не прогорели.

Оглавление

Шаурма - действительно очень вкусно, популярно, удобно и дёшево. Именно поэтому её стоит рассматривать как вариант вложений. И тут я говорю не только о купле и употреблении, а ещё и об открытии и производстве.

Наша точка
Наша точка

Личный опыт

В 2017 году я закончил учёбу, и мама предложила нам открыть своё заведение. Планировалась не только продажа шаурмы, но и фастфуда в целом. С шаурмы мы только стартовали. И вот, к чему это привело:

Поиск места и закупка оборудования

Город у нас не особо большой, так что хочешь - не хочешь, а город знать будешь. Поэтому мы уже знали, где будем открываться - это было небольшое помещение в жилом доме, оборудованном под торговлю. У нас было две комнаты - кухня и зал со стойкой и столиками. Легко можно обойтись и одной большой. Для функционирования точки требуется холодильник, раковина, морозильная камера, трубчатый электро-нагреватель (ТЭН), контактный гриль (тот самый, который делает красивые полосочки), два стола (для заготовки овощей и для производства шаурмы), стеллаж для хранения оборудования, кухонные принадлежности, а также расходники типа овощей, мяса, одноразовых перчаток, головных уборов, халатов и т.п.

Организация

По законодательству того времени можно было всего лишь оформить ИП, получить разрешение от санитарной эпидемиологической станции на производство и начинать торговать. Сейчас ещё требуется наличие онлайн-кассы, стоит недорого, купить и настроить легко, работать с ней куда удобнее. Всё это было сделано - можно открываться.

Привлечение клиентов

В силу сарафанного радио о нас узнали довольно быстро, но игнорировать привлечение мы не стали. Мы воспользовались следующими способами:

  • Акция. Чтобы усилить эффект сарафанного радио и дать потенциально постоянному клиенту попробовать вашу вкусную шаурму, рекомендую устроить щедрую акцию на 3-5 дней. Зачем так долго? Чтобы абсолютно все попробовали, как вкусно и качественно вы готовите.
  • Реклама на радио. Тут все понятно. Накидали текст, отнесли на радио, договорились об озвучке, времени и количеству прослушиваний.
  • Группа ВК. Сегодня у любого заведения просто обязана быть группа ВК. Через неё можно заказать таргетированную рекламу, уведомить клиентов об акции и показать меню. Создав группу, мы дали рекламу в местном "Подслушано". Посты там обычно дешёвые. Зависит от города, в котором вы открываетесь.

Оптимизация производства

Нужно иметь опыт в сфере, чтобы сразу делать, как надо. У нас его, разумеется, не было, поэтому мы много экспериментировали. Мы вводили разные составы, предлагая постоянным клиентам их попробовать по лояльной цене, устраивали много акций, вводили разные блюда (сосиски в кляре, хот-доги, кофе из кофемашины), переделывали меню. В сумме это всё привело к постоянному потоку клиентов, но это не значит, что на этом можно останавливаться. Ни в коем случае. Надо продолжать пускать рекламу, надо быть на слуху, иначе вас просто забудут или уведут клиентов.

Советы

  • Не рекомендую сразу тратить прибыль на себя. Сначала к ней нужно относиться максимально осторожно. В идеале месяц вообще не трогать всю "грязную" прибыль с целью наглядно увидеть чистую. Зарабатывайте, сразу откладываете налог, аренду, средства на закупку и техобслуживание, счётчики, расходники и продукты и только потом у вас остаётся чистая прибыль - то, сколько вы действительно заработали. Для начала советую вкладывать в расширение - закупать новое оборудование, например фритюрница для картошки фри, кофемашина, холодильник для напитков и так далее.
  • Не берите кредит или долг на открытие бизнеса. Из чего вы будете рассчитываться, если прибыли не будет?
  • Открывайтесь рядом с проходными точками. Источником клиентов могут быть школы, офисные здания, остановки, торговые центры. Из сезонного - парки.
  • В первое время работайте сами. Только это даст вам прочувствовать все тонкости производства и взаимодействия с клиентами для дальнейшей оптимизации.