Найти тему

Дмитрий Белоусов: «Надо быть лохом, чтобы не залезть на новые рынки»

Дмитрий Белоусов, руководитель направления «Макроэкономика» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

Главный тренд — то, что технология стала магией. То, что мы теряем в последних разговорах последних лет — что технологии — это важно, скучно, это для мужчин, для толстых мужчин в галстуках, для бюрократов, которые пишут стратегии на 50 лет вперед. На самом деле технология — это то, что позволяет преобразовывать мир. Мы вернулись в ситуацию примерно 100-летней давности и, прилагая ум, идеи и наработки, можем структурировать материальный и социальный мир. Это первый и главный тренд, и он важнее всех технологических примочек при всей их важности.

Вторая сторона вопроса. В России мы оказались в ситуации, когда мы можем поддерживать стабильность, только быстро развиваясь. Нам нужно, по меньшей мере, 3-3,5% роста, а экономика позволяет делать 2-2,5%, если только что-то натянуть в расчетах. То есть, порядка 1,5% роста нам надо взять откуда-то, где их нет. И здесь мы возвращаемся к магии. Взять мы их можем из двух источников: это, во-первых, создавая новые рынки — отсюда НТИ, другой вопрос взлетела она или нет, надо, чтобы взлетала. Рынки эти — колоссальные. На рынках беспилотников, на рынках, связанных с оборотом данных, на рынках, связанных с новыми формами бизнеса, с биотехом к 2030 году появятся первые триллионы долларов в мире. Потенциальное наше место — это десятки миллиардов, это больше, чем оружие. Если мы сможем освоить несчастные 3-5% рыночных ниш — а какой смысл играть на рынке, если вы не освоили 3%, зачем туда вообще лезть — это будет, как я уже сказал, сопоставимо с объемом, который дает оружие. Надо быть лохом, чтобы туда не залезть.

Еще одна сторона вопроса. И расчеты, и здравый смысл показывают, что создание принципиально новых отраслей — это важно, но не менее важно, и даже больше эффекта возникает при диффузии технологий в традиционные отрасли. Так, например, такие компании как «Amazon», «Ozon» и прочие преобразовали и полностью изменили древнейшую деятельность людей — торговлю. То же самое со всем остальным происходит. Другая деятельность — поиск людей — вдруг стал высокотехнологичной сферой деятельности. Сельское хозяйство с беспилотными комбайнами и возможностью собрать урожай до каждого росточка. По нашим расчетам, основной сферой информационно-коммуникативные технологии у нас не станут, но у нас втрое-вчетверо больший эффект даст преобразование старых отраслей, рост производительности, изменение моделей бизнеса, при всем при том, что я глубоко поддерживаю идею, чтобы наши программисты разрабатывали искусственный интеллект и прочее, и чтобы эти отрасли жили и колосились.

Все это можно делать только в том случае, когда мы умеем создавать экосистемы, если мы умеем создавать воспроизводящиеся миры, которые позволяют преобразовать ресурсы в продукты и воспроизводить жизнь этой экосистемы. Это важнейшая тема, и мы к ней только подходим. Здесь важно, чтобы у нас сохранялся баланс между свободным творчеством и способностью направлять его туда, где оно само растет, когда что-то вырастет, мы поймем, что с этим делать. Не надо формировать науку из зародыша в будущее поле — это неправильно. Да, мы реализуем проекты. На уровне Роскосмоса мы знаем, что все истории с большим космосом, с решением важных, тяжелых оборонных и иных задач предполагают, чтобы Роскосмос не занимался ерундой, в том числе ерундой очень важной: типа малых нагрузок, даунстримовских услуг, разных потребительских услуг. И это действительно может делать бизнес.

Большая проблема в том, что государству не хватает партнера в лице бизнеса, который реально занимаются ракетами, ИИ и т.д. — это и есть те, с кем есть смысл говорить и осмысленно прогнозировать, так чтобы можно было создавать социальную среду в городах, когда людям было бы понятно, для чего это все делается. Это и есть технологический прорыв. Это не только позитронная бомба, космических истребителей и вакцин от всех болезней. Технологический прорыв — это способность воспроизводить общий технологический уровень, когда каждый приносит свои идеи, формирует экосистемы, создает проекты и в высоких сферах, и в применении технологий для самых обычных видов деятельности.

Из выступления на презентации и обсуждении трека «Новая технологическая стратегия» форума «Сильные идеи для нового времени», организованного АСИ и Росконгрессом.