Привет, друзья!
Думаю, мои подписчики уже знают, что на моем канале всегда можно найти необычные истории из прошлого старой сеньоры Европы, ну а новые гости - не удивляйтесь, порой кажущимся невероятным, рассказам, которые я «откапываю» в различных исторических архивах и во время путешествий - благо знание нескольких иностранных языков позволяет читать оригинальные тексты. И как же не поделиться занимательными находками?
Сегодня я расскажу о странном (хотя если вникнуть в суть, то он уже не будет казаться таким несуразным) обычае mas teutonicus. Но обо всем попорядку.
Немецкий кайзер Лоттар Третий умер зимой 1137 года в тирольском Брайтенванге во время своего итальянского похода. Его приближенные подготовили чан с кипятком и варили!!! тело умершего кайзера шесть!!! часов. Помимо летописных источников этот факт был подтвержден уже в наши дни после того, как был проведен асминокислотный анализ останков кайзера.
Что же это за дикость, спросите вы? Чем заслужил бедный Лоттар такое издевательство после смерти? Есть предположения?
Попробуйте догадаться. А если я скажу, что этот акт - mas teutonicus, имел место не только в случае с Лоттаром, что этому подвергались и тела многих рыцарей, погибших во время крестовых походов? Появились догадки?
А дело в следующем: в те времена было принято хоронить правителей, героев и самых достойных граждан на родной земле, независимо от того, где их настигла смерть. А как, скажите, транспортировать тело погибшего, если поход еще в разгаре, да и путь домой занимает месяц и больше?
Вот и был придуман такой, на первый взгляд, жутчайший и варварский метод: тело варили, мясо отделяли от костей (потому и так долго варили, чтобы кости выварились и были абсолютно свободными от мяса), и на родину везли именно кости - с хранением и транспортировкой которых, как вы понимаете, уже не было никаких проблем. Из всего скелета, обычно, брали череп, кости ног и рук. Иногда сохраняли и сердце.
Привезенные на родину останки сначала выставлялись для отдания последних почестей, а уже потом определялись с местом захоронения или «почетного» хранения костей в храмах или замках.
Кто еще из великих «пережил» после смерти подобное обхождение? - Фридрих Первый, погибший во время крестового похода; его сын - Фридрих Шестой Швабский (его кости хотели похоронить именно в Иерусалиме); были в этом списке и епископы с архиепископами. То есть, в то время церковь против таких методов не возражала - практично и гигиенично.
Однако 27 сентября 1299 года появился церковный закон, который продублировали для всех непонятливых еще и в 1300-м году, запрещающий подобные деяния. Папа Бонифаций VIII расценил эти действия как надругательство над телом умершего. После этого кое-кто и кое-где еще пытались проделать подобное, но вскоре этот обычай таки сошел на нет.
Хотя и в более поздние времена тела умерших великих часто подвергались определенным странным действиям. Читали уже мою статью о бедном «скитальце»- отрезанном мужском достоинстве Наполеона? Вот-вот))