На сколько я знаю, в СССР не было такого понятия как "семейное кино" и в нашей стране появилось оно уже примерно в 2000-е годы усилиями кинопрокатчиков, скалькировавших американский жанризм "family movie", подразумевающий лёгкое (чаще всего приключенческо-комедийное) кино без возрастных ограничений. Хотя от некоторых типичных образцов голливудского "фэмили" ("Один дома", "Бетховен" и пр.) меня лично тошнит. Ладно дети - у них своё чувство юмора (некоторым и палец покажешь - засмеются), но ведь и многим дядям с тётями такое нравится!! Как правило, взрослые актёры там всячески переигрывают, кривляются и комикуют - от этого в основном меня и воротит.
В то же время в США как определенный жанр отсутствует "детское кино", будучи поглощенным в "семейное". Хотя многие из этих фильмов явно рассчитаны только на детскую и подростковую аудиторию. И семью в полном составе на них не затащишь. Тем не менее, сказано "семейное", значит "семейное".
Вернемся в СССР. Там было наоборот. Существовал наджанр "кино для детей и юношества", в который подпадало и большинство сказок, и большинство фантастики, и большинство приключенческих фильмов. А если в главных ролях были дети и подростки, это уже "детское кино" без всякого сомнения.
Тем не менее, несмотря на отсутствие отдельного термина, "семейное кино" - то есть рассчитанное на любую возрастную категорию - в СССР было. Просто создатели таких фильмов изначально не пытались угодить всем и вся (ну или почти всем), и таким образом сорвать кассу. Не было такой задачи - снять "семейное кино". Это был уже результат. Постфактум. Мог и взрослый фильм стать "семейным", а мог и детский фильм оказаться интересным не только для целевой аудитории.
Многие советские комедии, вроде "Кавказской пленницы" (помню в семь лет лежал от хохота) и "Полосатого рейса" понятны и любимы всеми возрастами. То же самое касается и многих приключенческих картин. "Чапаев" хотя бы.
А некоторые снятые специально для детей фильмы прорывались к сердцам взрослых зрителей благодаря музыке, великолепной актерской игре, какими-то интонациям или подтексту, смысл которого мог дойти лишь с возрастом. Из таких кинокартин назову обожаемый мной шедевр "Про Красную шапочку" Леонида Нечаева, который детям, кстати, не очень-то и понятен. А также "Айболит-66". В детстве меня раздражали все эти ряженные мартышки, а вот такие гениальные фразы как "Это даже хорошо, что сейчас нам плохо", проходили мимо.
(с) 2012, Albert Magnus и ЖЖ-блог "Сочинения на больную тему".