Кто он?
Домовой - самый популярный у славянского народа : домашний дух, хозяин и покровитель дома .Он следит за благополучием семьи и животных в доме .Бывает добрый и злой.
Как появился ?
Сложно судить о том, каким был образ домового на Руси до принятия христианства , но одним из результатов влияния христианства стало то, что языческие божества стали отождествляться с демоническими, бесовскими силами. Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы домовых называли падшими ангелами, которых Бог в наказание сбросил на землю — кто попал в жилища, стали домовыми. Вправославных церквях принято освящать свои жилища, чтобы прогнать демонов , и осуждают тех, кто заигрывает с ними.
Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам ; умерший без покаяния мужчина. Иногда полагали, что домового сотворил Бог , что он даётся Богом каждому дому.
Как выглядит ?
Одежда домового — зипунили синий кафтан , белая или красная рубаха подпоясана кушаком . Если домовой показывается в чёрном — это предвещает беду.
Облику присущи некоторые звериные черты, указывающие на его потустороннюю природу: длинные торчком стоящие уши (либо только одно), покрыт шерстью (в цвет волос хозяина дома), длинные когти. Лохматость и косматость домового сулила богатство дому, поэтому у бедняков домовой ходил голый.
Где обитает?
Живёт домовой в красном углу, на печи за трубой, в запечье и подпечье, у порога, на голбице (отсюда прозвание в некоторых регионах России — голбешник), на чердаке, в подполе. «Голбешник живёт в избе под печью, именно в деревянном срубе печи со стороны подполья».Его часто видят в хлеву (особенно на северной стороне), в яслях, конюшне, сенном сарае.
Верили, что без домового в семье несчастья, поэтому при переезде в последнюю ночь или перед выходом из старого дома приглашали домового на новое место: «Хозяин мой, пойдём со мной»
Добрый домовой.
В сказаниях домовой выступает как хозяин дома, чьи требования нужно выполнять, а гнев смягчать подношениями.Домовой охраняет благополучие в семье и наказывает ссорящихся, сторожит хозяйство, поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ходит за водой, ухаживает за скотом. Если домовой любит скотину, то чешет гриву и хвост, вплетая красные ленты, кормит и поит, чистит, а нелюбимое животное мучит, заколачивает до смерти, подбивает под ясли
. Если лошадь брыкливая, домовой может обидеться на неё и «заездить» — Ф, что к утру лошадь будет измученная и вся в мыле, словно после фдолгой скачки. Поэтому хозяева покупали лошадей и коров той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. С просьбой беречь скотину к домовому обращались весной перед первым выгоном на пастбище и осенью — когда скот загоняли на зиму в хлев.
Своим поведением или внезапным появлением домовой предостерегает об опасностях, отводит беду. Перед смертью члена семьи воет, храпит, топчется, стучит, хлопает дверьми, мяукает, оставляет на теле спящего синяки, гладит его холодной голой рукой. Перед смертью хозяина дома — появляется в его шапке. Перед пожаром стучит в окно, усердно холит скот — будет падёж, прыгнет с чердака или плачет — к беде; если смеётся, то ожидается счастье. Перед важным событием в семействе домовой садится на грудь спящего. Если в этот момент спросить «К добру или к худу?», он ответит: если промолчит или покашляет — к худу.
Злой домовой.
Рассерженный домовой проказничает, как кикимора: прячет вещи, пугает, шумит ночами в подполе или на чердаке, сбрасывает кошку с печи, бьёт посуду, стягивает со спящего одеяло, съедает оставленные продукты, путает пряжу и пр. Чтобы не рассердить домового следует избегать ссор особенно в хлеву и на дворе, нельзя стоять на мусорной куче, женщине нельзя спать без белья или выходить из дому с распущенными волосами, нельзя ночью работать или кормить ребёнка, ложиться спать без ужина, занимать любимое место домового или ставить туда какие-то вещи.
Редко находились верующие, что домовой может быть близок с женщинами, особенно с молодыми вдовами. Дети, рождённые от домового, умирали до крещения и обитали в подполье и за печкой. Подобно любой нечистой силе домовой мог похищать детей, особенно проклятых матерью. Поэтому в доме с некрещёным ребёнком не тушили на ночь огонь.