Найти тему
ScienceMe

В чем новаторство фрески Мазаччо “Изгнание из рая”?

Мазаччо считается художником, стоявшим у истоков Возрождения. Он одним из первых стал применять в своей живописи принципы линейной перспективы. Самый известный пример — его фреска “Троица”.

Мазаччо. Троица. 1425 — 1426. Фреска.  Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция
Мазаччо. Троица. 1425 — 1426. Фреска. Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

Но Мазаччо был новатором и в другом. Сегодня сложно представить, но другая его фреска, на которой изображены изгоняемые из рая Адам и Ева, для своего времени была революционной. Дело в том, что в средневековой традиции Адам и Ева в этом сюжете не изображались полностью обнаженными. Ведь когда они съели яблоко, “открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания” (Быт. 3:7). Мазаччо впервые изобразил героев этой сцены полностью нагими и предвосхитил тем самым одну из главных черт эпохи Возрождения — внимание к обнаженной натуре.

Мазаччо. Изгнание из рая. 1425. Фреска. Церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
Мазаччо. Изгнание из рая. 1425. Фреска. Церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция

Если вы хотите еще больше узнать о том, почему с наступлением Ренессанса художники стали обращаться к обнаженной натуре, советуем прочитать статью Джилл Берк “Nakedness and Other Peoples: Rethinking the Italian Renaissance Nude”.

А если вам важно живое общение с экспертом, то приглашаем вас на наш новый онлайн-курс “Как научиться понимать картины: от Леонардо до Ван Гога”, который стартует уже 12 сентября! Курс ведет искусствовед и арт-гид из Италии Елена Гусева.

До 30 сентября по промокоду ZENSCIENCE на курс действует скидка 20% !

-3
Елена Гусева — искусствовед, проживающий в Риме, гид. Елена закончила отделение истории искусств исторического факультета МГУ, стажировалась в Humboldt-Universität, в 2006 у.е.хала в Италию по гранту, где занималась изучением итало-испанских связей в искусстве конца XV века. Работала в Музеях Ватикана, сотрудничала с аукционным домом Bertolami, является консультантом исследовательского института Centre d“Art d”Època Moderna.