22 июня 1941 года. Владимир Сутеев представляет в комитете кинематографии свою работу - мультфильм «Муха-Цокотуха».
Сутеев - мультипликатор
К этому времени он уже десять лет создает мультфильмы:
«Улица поперёк» - 1931 год, «Сказка про белого бычка» - 1933, «Клякса в Арктике» - 1934, «Колобок» и «Отважный моряк» - 1936, «Шумное плавание» - 1937, «Почему у носорога шкура в складках» - 1938, «Дядя Стёпа» - 1939, «И мы на олимпиаду» - 1940.
Сутеев, можно сказать, присутствовал при зарождении русской рисованной мультипликации.
В 1924 году Юрий Меркулов, Николай Ходатаев, и Зенон Комиссаренко организовали Экспериментальное бюро мультипликации. Было это при Государственном техникуме кинематографии. А Сутеев учился там же на художественном факультете, и уже в 1925 году он присоединился к этой экспериментальной группе мультипликаторов.
Некогда читать? Смотри видео:
Это была на самом деле экспериментальная группа. Единственными учебниками служили мультфильмы Уолта Диснея. Но технику приходилось придумывать самим. “Китай в огне” - первый мультфильм Сутеева.
Он создавал киноплакаты к фильмам, иллюстрировал детские книги. В 1936 году был создан “Союзмультфильм”, и Владимир Григорьевич перешел работать в новую киностудию.
И вот 22 июня, 1941 год, “Муха-Цокотуха”... Сутеев рад успеху, но уже через два дня отправляется на фронт. Почти сразу же попадает в окружение, участвует в Белорусской операции, в боях на Юго-Западном фронте.
С 1943 года его периодически отзывают с фронта на «Воентехфильм», где он ставит учебные фильмы: «Ориентирование на местности», «Типы вражеских танков», «Уничтожай танки врага», «Борьба с вражескими танками», «Как бороться с замораживанием».
Сутеев создает фильмы, затем снова возвращается на фронт. Выпадает свободная минутка, в его руке карандаш, он рисует детям. А еще представляет, как встретится с любимой женой, когда он победит фашистов.
Сутеев - влюбленный утенок
Война закончилась, но вместо радости разочарование. Жена не дождалась, ушла к другому. Владимир Сутеев был так раздавлен, измучен, ранен, что начал пить. Только любимая работа поддерживала в нем желание жить. Но однажды на "Созмультфильм" пришла новая сотрудница. Яркая женщина, востребованный, талантливый художник-мультипликатор, Татьяна Таранович. Её самые известные работы: “Серая Шейка”, “Приключения Нильса с дикими гусями”.
Сутеев влюбился с первого взгляда. Все, кто был вокруг, это замечали. Правда, говорили: "Ничего не выйдет, она замужем, дочь, любит мужа, целомудренна. А ты еще и злоупотребляешь... Она этого терпеть не может".
С того дня и до конца дней Сутеев не притронется к спиртному. Но и мультфильмы, рисунки для детей, книги будут наполнены теперь совсем иным содержанием.
Теперь у Сутеева была еще одна причина, кроме обожаемой работы, спешить на “Союзмультфильм”. Он работал вместе с Татьяной, подсказывал, мог наблюдал за ней часами. Был рядом и не мог сказать о любви. Вероятно, объяснение произошло, Татьяна не могла ответить взаимностью.
И тогда Сутеев стал писать Татьяне письма. Слов было мало, несколько строк и рисунки. Себя Владимир изображал утенком, Татьяну цыпленком. Утенок и цыпленок сидят в клетках. Утенок кричит "Люблю!", но не может дотянуться до Татьяны-цыпленка.
Татьяна ответила на письма всего лишь дважды. А писем было сотни. Нашли письма в архиве Татьяны только после смерти обоих.
Благородный Владимир Сутеев не желал встреч за спиной мужа, не хотел разбивать семью. Говорил, что готов только женой своей ее видеть. Но это невозможно.
И молчать о любви невыносимо. И в 1948 году Сутеев уходит из мультипликации, даже бросил последнюю картину неоконченной. Невозможно находиться рядом с любимой
Сутеев - иллюстратор
Он иллюстрирует книги в "Детгизе": Чуковского, Маршака, Михалкова. «Приключения Чиполлино» Джанни Родари первым проиллюстрировал Сутеев. А также Прейсена «Весёлый Новый год», Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюминка», Лилиану Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Сутеев - писатель
К своим книгам он пришел только в 49 лет. Сначала вышла книга только с иллюстрациями "Веселые картинки". А в 1952 году вышла первая книжка Сутеева-писателя «Две сказки про карандаш и краски».
А затем сказка за сказкой: "Мешок яблок", "Под грибом", "Капризная кошка", "Палочка-выручалочка", "Кто сказал мяу", "Что за птица". По многим сказкам снимут мультфильмы.
Его сказки лаконичные, а рисунки и текст самодостаточны. Маленькие дети могут рассказывать по картинкам, а начинающие читатели легко справляются с коротенькими историями.
Личность детского писателя важна. Ведь, чем наполнен человек, тем наполнены его книги.
Каждая строчка, каждый рисунок Сутеева был наполнен любовью к Татьяне. Он надеялся, что когда-то любимая станет его женой. Поэтому поддерживал себя в хорошей форме, физической, умственной, профессиональной. Над каждым рисунком трудился столько, чтобы Татьяна, увидев их, поняла, что каждый зайчик, бабочка, цыпленок признается ей в любви.
«Вы, конечно, почувствовали уже: все собачки, кошки, зайцы, уточки и птицы объясняются Вам в любви. Я нарочно давал Вам свои рисунки, мне казалось, эти картинки скажут Вам больше меня».
Не выдержав одиночества, Владимир Сутеев женился на своей однокласснице, подруге детства, Софье. Жили дружно, Владимир растил сына Софьи как родного.
Прошло двадцать шесть лет со встречи Владимира и Татьяны. Муж Таранович умер. Любой бы человек, который думает только о личном счастье, уже летел бы к ней с печатью о разводе.
Но не честный и благородный Сутеев. Десять лет он еще жил с женой, три года из которых она была тяжело болела. Он ухаживал за ней сам, потому что однажды она не дала ему погибнуть, разделила его одиночество.
Еще год после смерти жены держал траур. А затем сделал предложение Татьяне и сиял как мальчишка, услышав “Да” в ответ. Восемьдесят лет ему уже было. Он проживет еще десять лет. Десять самых счастливых лет. Теперь ему не надо прятаться, скрываться, молчать. Каждый день можно целовать руки любимого цыпленка и говорить самые нежные, ласковые слова.