Найти в Дзене
Legart вещает

Советы для будущих абитуриентов и их родителей (10 и 11 класс)

Оглавление

Всем привет! Довольно часто я сталкиваюсь в комментариях с крайне воинственными родителями, которые с пеной у рта будут доказывать свою позицию, при этом даже примерно не обладая информацией. Хорошо, если в рамках опыта у них есть представление о конкретной ситуации в их небольшом городе, но иногда и его нет, что заставляет людей делать достаточно обидные ошибки. Примеров масса – недавно я писал про недоборы в ВУЗы, так целая плеяда родителей стала доказывать обратное, апеллируя черт знает откуда полученной информацией, либо рассуждая на основе популярных, но и очень маленьких ВУЗов, где учится единовременно не больше пары тысяч человек… Особенно «порадовали» родители будущих лингвистов, но об этом как-нибудь потом.

К чему приводит такая упертость родителей? Да ни к чему хорошему – взглянуть здраво на сферу высшего образования у них не выйдет, а значит и принять взвешенное и полезное для будущего их ребенка решение тоже не получится. Поэтому я решил от себя дать несколько советов касательно того, как стоит «погружаться» в тему выбора ВУЗа и специальности для будущего абитуриента, на что следует смотреть и о чем подумать. Итак, поехали!

1) Подбор специальности. Мыслите шире.

Часто я встречаюсь с тем, что родители абитуриентов свято верят в то, что их чадо просто обязано стать доктором, инженером, юристом или еще бог знает кем. Вызвано это либо какими-то странными соображениями о важности «продолжения профессии», либо же представлениями (зачастую смутными) о востребованности тех или иных специальностей.

Так, например, мое поколение массово шло учиться на юристов и экономистов, так как нашим родителям это казалось наиболее востребованным. Но пока мы отучились, ситуация поменялась, да и была она таковой, как в сознании наших мам и пап, сильно задолго до моего поступления. Дело в том, что мало кто реально понимает и ощущает тенденции рынка труда и происходящие в нем изменения, разве что вы не работаете плотно в сфере подбора кадров. Разве мог кто-то в начале нулевых представить, что будущее за сферой digital? Конечно, могли это сделать очень немногие, зато очень многие мыслили уже устаревшими понятиями, сформированными задолго до момента выбора профессии детям.

Даже если речь о профессии, в которой вы трудитесь сами, то стоит задуматься – а как сейчас было бы мне, не имей я опыта работы и этих всех заслуг? Обернитесь и посмотрите, сколько в вашем отделе у вас молодых коллег, только что вышедших из университета?

Учитывая, что возраст у родителей современных выпускников близится к «глубоко за 40», их оформление в профессионалов своего дела и «закостенение» произошло уже достаточно давно, и при должной удаче на рынок труда они не заглядывали уже многие годы. А даже если и заглядывали, то были на совершенно другом уровне, нежели несчастные выпускники без опыта работы.

Учитывая все вышеперечисленное, давайте просто смиримся с тем фактом, что чего-то вы можете не знать, но от того и более целесообразным становится задача актуализировать информацию по современному состоянию на рынке труда.

Для начала примите, как данность, что профессии прошлого уже никому толком не нужны. Ну нет такого спроса на целую тучу экономистов и юристов с классическим образованием. Сейчас рынок труда активно цифровизуется, поэтому наиболее востребованы специалисты нового формата, почти каждый из них так или иначе будет иметь дело с интернет-пространством, социальными сетями, таргетированной рекламой или участвовать в разработке интеллектуальной собственности. Речь, конечно, не идет о докторах, фармацевтах и других крайне специфичных специальностях – там своя история, и зачастую тоже грустная (гляньте только на состояние системы здравоохранения). Физики, геологи и все такое прочее – это тоже не для всех, к такому выбору надо тем более подходить крайне серьезно, так как это все-таки должно быть призвание, и требует это больших талантов от абитуриента и даже предрасположенностей к точным наукам.

Однако не всем в руки дается ребенок с ярко выраженным талантом или умением, 95% школьников в 10 и 11 классов в принципе не ориентируются во взрослом мире и не понимают ничего в рынке труда, а следовательно и не понимают, кем хотят быть. Нет, хотелки быть могут – но их адекватность не всегда соответствует действительности и реальным возможностям.

Так что делать?

Если вы не можете гарантированно обеспечить вашему ребенку будущее в какой-то профессии (например, вы главврач какой-то больницы или зав отделением – связей у вас для продвижения ребенка будет полно), то будьте готовы начать изучать обстановку на рынке труда в вашем городе и по стране. Во-первых, сядьте за хедхантер. Посмотрите, какие вакансии сейчас наиболее востребованы и наиболее оплачиваемые. Сравните с теми наработками, которые у вас уже есть, а также с тем, что ваше чадо реально потянет. Например, срочно пихать слабо интересующегося компьютерами ребенка на информатику и программирование не стоит. Также надо понимать, что ВУЗ сам по себе почти никогда не сможет сделать из вашего ребенка квалифицированного специалиста, сделать это может только опыт. Более того, больше половины всех выпускников работают потом не по специальности, такова реальность.

В поиске себя после Университета, кстати, сильно могут помочь различные курсы, который более гибко могут подойти к вопросу образования и передачи реальных навыков – там вы можете получить реальные знания от практиков и людей, кто хоть и не имеет педагогической подготовки, зато обладает настоящим опытом работы. Более того, некоторым специальностям в ВУЗе не учат от слова совсем – слишком они новые и инновационные, просто некому вас этому там будет научить.

Так что нет никакого смысла зашориваться и толкать чадо в том направлении, которое вам хорошо известно – так будет проще вам, но это совсем не значит, что это хороший выбор для ребенка.

Как вариант, поищите бывших выпускников с тех специальностей, которые вас интересуют, причем берите в расчёт как лучшие планируемые ВУЗы, так и худшие. Пообщайтесь с ними, спросите, как они в целом по прошествии времени оценивают учебу, как легко или сложно было найти работу и тд. Это еще и очень важный инструмент для сбора информации о ВУЗе в целом, так что рекомендую не пренебрегать такой возможностью.

2. Бюджетных мест на всех не хватит.

-2

Если ребенок талантливый и способный, то за бюджет биться надо. Но также нужно быть готовым, что во всех желаемых ВУЗах вы пролетите с бюджетом, а значит вам останется только платное образование. Сейчас полным ходом идет сокращение бюджетных мест по ВУЗам, так как уже давно дана установка на то, чтобы платное образование в РФ стало стандартом и нормой. Так и выходит, что на потоке в 200 человек будет учиться только, скажем, 7 бюджетников. Есть места, где еще остается много бюджета, но там либо не самые популярные специальности, либо огромный конкурс. Желающих всегда сильно больше, чем мест, которые готовы проспонсировать власти. Кстати, наиболее инновационные и перспективные специальности редко когда могут похвастать большим количеством бюджетных мест. (Всегда, конечно, можно поступить на бюджет по менее интересной и перспективной специальности, чтобы банально получить корочку, а необходимые навыки для абсолютно другой работы добрать самому или на курсах – лишь бы параллельно за учебу не платить; но морально родители на такое решиться почти всегда не могут, не хватает хладнокровия и рассудительности).

Приняв это как данность, мы открываем для себя крайне интересный мир платного образования. У него, как известно многим преподавателям, одна серьезная истина: «За деньги обучат любого». Даже в нековидные времена, когда денег в карманах у людей было побольше, мест на платном всегда хватало – если объявленные места заполнялись, всегда издавались специальные приказы ректора, и новые места появлялись без лишних проблем. Правда, родителям такое не говорили – одна из задач приемной комиссии в том числе и убедить вас в том, что «мест мало, нужно срочно бежать оформлять контракт ну прямо сейчас! А то и на платное не поступите, уууууууу». Смешно, но почти все родители на моей памяти на такое велись. Более того, такие товарищи даже в комментах пачками появляются и начинают еще что-то доказывать, хотя реального положения дел не знают от слова совсем.

Правда, есть совсем маленькие ВУЗы – тот же МГЛУ не сравнить с МГУ, РУДН и ВШЭ. У них лишнего места может не быть физически, но если там места нет, то легко находится альтернатива в других Университетах. Поймите, нет в России ВУЗа, где могли бы научить чему-то, чему не смогут в другом месте. Если вы считаете иначе – то спешу обрадовать, маркетологи не зря едят свой хлеб. А если еще вспомнить, что готовым спецом вы не выйдете ни там, ни там; то рвать волосы на подмышках из-за отсутствия мест в такой маленький ВУЗ смысла нет.

Зато! На платное образование совсем не важно, какие у вас общие баллы ЕГЭ. Минимальные пороги делают такими, ну чтобы уж совсем неграмотные студенты не могли его пройти. Это конечно снижает уровень общего образования, но зато позволит вам расширить ваш выбор, даже если ваше чадо не очень разбирается в каком-либо предмете. В будущем, кстати, ребенок может еще 100 раз повзрослеть и взяться за голову, поэтому результаты ЕГЭ в 17 лет еще ни о чем не говорят.

3. Прислушайтесь к своему ребенку.

"В смысле веб-дизигнер?! Пойдешь на юриста, как батя!" (с)
"В смысле веб-дизигнер?! Пойдешь на юриста, как батя!" (с)

Банальная и до боли знакомая история. К примеру, ребенок скучает на уроках или дополнительных занятиях, рисует в тетрадке разные рисуночки. И получаться может очень даже неплохо. Спрашиваешь его: «Тебе разве не интересно?». Кивает в ответ. На вопрос «а зачем тогда он поступает туда, где ему неинтересно» уныло отвечает, что так решили родители. И тут важно задать правильный вопрос: «А что тебе интересно?» Зачастую и родители, и их дети не подозревают, что в жизни можно заниматься тем, что тебе интересно. Для родителей норма, когда тебя гнобят на работе и ты просто ходишь туда, чтобы содержать семью, пока не помрешь. При этом у нас на постсоветском пространстве это чуть ли не культурная традиция – работать на нелюбимой работе и делать то, что хочется меньше всего в жизни. Дети же тонко воспринимают такую модель и уже к 10 и 11 классу свято верят в то, что развлечения — это круто, но учеба и работа это просто неизбежное «западло» и скука, которые гарантированно подарят тебе депрессию и сделают из тебя унылый кусок какашечки.

Так, например, люди с талантом в изобразительном искусстве могут стать хорошими аниматорами, художниками, графическими дизайнерами – да, конкуренция тут немаленькая, но где ее меньше? Да, надо развиваться, а еще лучше получить какое-то профильное образование и постоянно искать способы самосовершенствоваться, но если человеку это нравится – он сам легко на этой пойдет и не надо будет его все время толкать в спину или надзирать за его успехами. А если человеку это параллельно, то придется постоянно стоять с кнутом над душой и мотать себе и ему нервы.

Вам кажется, что у ребенка нездоровая любовь к играм? Попробуйте его заинтересовать игровой индустрией – ради возможности делать игры самому или принимать в этом непосредственное участие многие подростки будут достаточно мотивированы на саморазвитие. Тем более, что зарплаты в геймдеве не самые плохие.

В целом посыл может быть понятен. Если у ребенка есть предрасположенность и талант -нужно их учитывать, а не игнорировать в угоду сомнительным соображениям на тему того, что на ваш взгляд является более серьезной работой.

Мир двигается вперед, и наш рынок труда развивается вместе с ним. Если конкретно у вас плохая работа и вас там мешают с грязью, то это не означает, что так теперь везде. Все больше компаний начинает работать по западному образцу, где во главе угла стоит уважение подчиненных и ориентация на эффективность.

Ну и самое главное в контексте этого пункта – не пытайтесь реализовать собственные невыполненные амбиции через вашего ребенка. Вам может казаться, что он глупый и несамостоятельный, ничего сам не сможет решить, но у него уже есть свое мнение и свои желания. Пойдете против них – рискуете испортить чаду жизнь и до гроба выслушивать упреки, даже если все в целом сложится неплохо. Если мы говорим об абитуриентах, то это 17-тилетние здоровые лбы, которым очень оперативно нужно учиться жить самому, а если все важные выборы и решения будут принимать мама с папой, то успешным и самостоятельным такой человек стать не сможет.

***

Конечно, это далеко не все советы, начал я с довольно базовых. Но и тут в очень многих случаях родители допускают кучу ошибок и не могут избавиться от невыгодной для них и для их ребенка манеры поведения. Оно и понятно – когда речь заходит о будущем любимого сыночка или дочки, ставки крайне высоки, сложно абстрагироваться от этого и смотреть на ситуацию здраво и хладнокровно. Тут важно понять, что в современном мире все возможные проблемы решаются. Поступили не туда, куда хотели, или разочаровались в специальности? Можно перевестись, процедуру максимально упрощают, а внутри одного факультета так это совсем несложно осуществить. Не нравится, что ребенок недополучает практических знаний и навыков? Есть стажировки и профильные курсы, которые часто могут помочь стать профессионалам в такой профессии, которой тебя ни в жизнь не научат в Университете. Главное запомните – сделать реально фатальную ошибку, возврата после которой не будет, здесь достаточно сложно, все по большому счету зависит от личностных характеристик вашего ребенка, как он себя будет показывать в той или иной ситуации, и сможет ли справляться с появляющимися на его пути трудностями. Единственная существенная разница – это будете ли вы изводить себя и своего ребенка в процессе (рискуя испортить ваши отношения навсегда), либо все же сэкономите нервы, силы и здоровье, относясь ко всему утилитарно и даже философски.

Лемур Виктор понимает, что не надо тратить нервы понапрасну. Будь как Виктор.
Лемур Виктор понимает, что не надо тратить нервы понапрасну. Будь как Виктор.