Технология подводных крыльев используется на воздушных пассажирских судах на протяжении многих десятилетий. Однако, несмотря на существовании гидросамолётов, они так и не стали популярны в гражданской авиации. Почему же это произошло?
Подводное крыло
Некоторые суда имеют под корпусом подводные крылья, которые создают подъемную силу и частично (или полностью) поднимают лодку над поверхностью воды. Эта технология снижает сопротивление и позволяет развивать скорость, которую не могут достичь традиционные суда.
На протяжении многих лет инженеры бьются над внедрением этой технологии на гидросамолёты. Однако пока никто так и не выполнил свою миссию.
Что касается воздушных судов, то гидросамолёты оснащаются крыльями, которые эффективны и в воде, и в воздухе. При этом мини-лайнер большую часть времени находится в воздухе, а не в процессе взлёта. Получается, что подводное крыло окажется не очень полезным, так как оно может помочь только при наборе скорости.
Тем не менее, когда дело доходит до реализации потенциала судов на подводных крыльях, возникают технические проблемы.
Современные технологии
Есть компании, которые предлагают современные решения для самолетов с технологией подводных крыльев. Например, LISA Airplanes подчеркивает реализацию «Seafoils» в своей концепции AKOYA.
Компания планирует разместить «элероны» на фюзеляже машины. Они имеют профиль, аналогичный крылу самолета, а также поддерживаются водой, чтобы у нужный момент поднять фюзеляж. Эта процедура позволяет устранить всасывающий эффект воды. Подъёмная сила создается за счет потока жидкости над этими крыльями, когда самолет увеличивает свою скорость.
В целом это означает, что корпус самолета может быть выполнен не в традиционной форме, как у моделей-амфибий. Стандартные формы относительно эффективны на поверхности воды, но они создают сопротивление в полете, что отрицательно сказывается на работе самолета.
Генеральный директор компании LISA Airplanes, Бенуа Сенеллар, даже пошутил на этот счёт. Он сказал: «Если лодки могут летать, нет причин, по которым самолет не может делать то же самое».
Кроме того, LISA хотела избавиться от сложных конструкций и выбрала конфигурацию неподвижных крыльев в виде перевернутой буквы «V».
Эта самостабилизирующаяся конфигурация, не требующая маневров, идеальна для применения в авиации, но, к сожалению, никогда не тестировалась. Сейчас же подводные крылья похожи либо на «Т», либо «U». Сколько времени займут тесты безопасности новой конфигурации подводного крыла – неизвестно.
Так что, непопулярность гидросамолётов можно объяснить несколькими причинами. В первую очередь, это отсутствие технологий. Во вторую – необходимости. Хотя такие самолёты были бы весьма кстати на островных государствах. В гражданской же авиации сажать боинги и аэробусы в морские порты не требуется. Поэтому крупные авиакомпании вряд ли будут массово закупать подобную технику.