Изрядное количество трофейной советской техники немцам удалось захватить буквально в первые месяцы войны. Однако, противник не мог использовать сотни захваченных танков, ибо не были ни запасных частей, ни снарядов для них, так что такие трофеи оказались бесполезными. С течением времени начали получать все для того, чтобы содержать трофейные машины, вот только их еще надо было чинить. Так что не решались связываться с такими делами, и даже роты не создавали из русских танков.
Но, с начала 43-го года ситуация резко поменялась, ибо 2-я танковая дивизия СС “Дас Райх” понесла значительные потери в боях за Харьков, и нужно было быстро восполнить потери. Удивительно то, что дивизия якобы ждала батальон танков “Пантера”, который не успели произвести, так что поэтому использовали не свои средние танки, а русские. Встала уже озвученная выше проблема – починка трофейных машин. Для этого решили использовать возможности(или то что от них осталось) советского харьковского машиностроительного завода №183. Для этого немцами даже удалось найти русских специалистов, которые и выполняли работу основную часть работ, при этом нюансы на каких условиях, под какими угрозами нам неизвестны.
При этом, была официальная формулировка, что создается “Танковый завод СС”, но конечно никакого завода не было, а было лишь несколько цехов. Изначально пришлось расчищать завалы сборочного цеха, при этом он практически не пострадал после трех битв за город, хватило только починить крышу и все. Материалы и инструменты собирали со всего завода. Как сообщают немецкие источники: за 17 дней удалось перенести туда-сюда 750 тонн материалов. В итоге был создан настоящий мини-завод по ремонту трофейных танков, первый в своем роде. Советских специалистов было от 15 до 20 человек, которые согласились или которых заставили сотрудничать.
А откуда брали танки? Да буквально с мест боев, были созданы специальные комиссии которые ездили и искали советские танки, так что не использовались те машины, что удалось захватить еще скажем в 41-ом или 42-ом году, а брались сразу те, которые потеряли входе третий битвы за Харьков. Надо сказать, что в вопросах ремонта немцы проявили настоящую педантичность: практически каждый советских танк разбирался от и до, все устаревшие детали заменялись, а что-то и вовсе модернизировалось. Например, старались улучшить положение танкистов в тесной башне танка, для того чтобы танкисты СС воевали в комфортных условиях. Всего же восстановили 25 танков.
Уже в боях, входе операции “Цитадель” немцы достаточно эффективно восстанавливали танки, которые активно поражались советскими 76-мм снарядами, скажем 13 июля в составе дивизии было 11 боеспособных машин, а уже на следующий день их было 14, а 17 июля уже 17 танков. Так что, так называемый “Танковый завод СС” действительно работал до того момента, пока Харьков не освободили в конце августа.