Многие из нас наслышаны про знаменитые индийские поезда, отличающиеся своим дискомфортом, колоритностью и отсутствием какого-либо личного пространства. Люди здесь ездят на крышах, подножках и высовываются из окон, изнемогая от жары.
В Индии есть разные классы поездов, и как принято в этой стране, между ними растянулась огромная пропасть в классовых неравенствах. Поездка в самом роскошном поезде "Экспресс Махараджей" может обойтись в 800-2500 $ в сутки, а вот все остальные, как бы тщательно не делили их на подтипы будут выглядеть чуть лучше вольеров в зоопарке.
Собираясь проделать путь на дальнее расстояние, скорее всего в кассе вам подскажут взять слиппер класс. Есть сидячие вагоны с неплохими мягкими сидениями, есть вагоны первого класса по цене самолета с кондиционерами, но все же не со стенами, а с занавесками вместо них, есть вагоны типа нашего привычного плацкарта, есть общественные электрички. Но почувствовать весь колорит вам все-таки получится именно в слиппер SL-поезде (не путайте с СВ-ничего общего нет). Экспириенс этот не для слабонервных и для тех, кто никогда не спит, а держит ухо востро.
Посадка на поезд начинается с вокзала, на котором понятны только номера платформ, крупными цифрами указанные над ними. Повсюду снуют носильщики с чемоданами на голове, продавцы с чаем и закусками, ожидающие сидя на корточках, лежат по углам на ковриках. На поездах написаны класс вагонов, но разобраться куда идет поезд легче по номеру платформы, нежели отталкиваясь от того, что на нем написано. Переспросив несколько раз куда идет поезд и все перепроверив можно заходить в вагон. Если вы допустите оплошность и умудритесь прийти на посадку почти последними-то места вам скорее всего не достанется, потому что билет есть, вагон есть, а вот места нет. Европейцы в таких поездах тоже большая редкость, поэтому прибиться к кому-нибудь вряд ли получится. Заходим в поезд, находим куда приткнуться и отправляемся в путь. На сайтах перевозчиков путь от Дели до Харидвара на поезде составляет от 5 часов до 12, в зависимости от класса. На слиппере путь составит максимальное количество часов. Вагоны подобных поездов похожи на наш плацкарт, только полок там не по 2, а по 3 на стене в основном купе. В сидячем положении спину выпрямить можно только под углом. Окна здесь не имеют стекол, а только решетки и ставни. Постельное белье не выдают (как бы это не казалась странным для спальных вагонов), а может и выдают. А может им как и проверкой билетов должны заниматься проводники, но они видимо остались на платформе в тот день, когда я села с другом в этот поезд.
Подсели мы к семье из пяти человек: отец, мать, два брата и дочь. Люди оказались приветливыми, улыбчивыми и не стали возражать, хотя нас было уже явно перебор. Наши соседи были видимо очень издалека, потому что на английском никто не понимал вообще. Они хихикали, подмигивали и не стесняясь рассматривали нас во все глаза. Когда пришло время-поезд тронулся. К этому времени люди толпились уже в тамбуре и сидели в проходе у туалета-свободных мест не было. Спрятав все ценное и пристегнув свои чемоданы цепями к стойкам под сидениями, одев на молнии замки, мы думали о приближении ночи. Долго мы сидели, скрючившись на одном квадратном метре. Решив запить страх и напряжение виски, достали бутылку из ручной клади заведомо. Однако местные мусульманские попутчики с боковых полок, увидев это, сурово покачали головой в знак несогласия и протеста. Спорить не стали и поняли, что ночка будет та еще.
Нужно было как-то принять хотя бы полулежащее положение. Решили пообщаться жестами со своими соседями. В процессе долгих "переговоров" мой друг выменял себе у братьев место за нож, а я как богоподобное существо с белокурыми волосами была удостоена отдельной полки просто так. Подстелив все мягкое что у нас было под себя и укрывшись теплыми вещами мы легли спать. Из-за отсутствия стекол и настежь открытых дверей в поезде ночью стало достаточно прохладно и ветрено. В такой атмосфере заснуть было сложно. Среди ночи я то и дело чувствовала как с меня стягивают пледик и аккуратно трогают за волосы. Это представители нашего семейства не могли поверить своим глазам, что бывают такие беленькие. Чтобы не спровоцировать конфликт, я просто каждый раз подтягивала молча пледик обратно.
Поезд должен был прибывать на нашу станцию в 8 утра, поэтому со всеми индусами наше утро было ранним. Проснувшись рано индусы начали наводить утренний туалет. Кто-то красился, кто-то пел, кто-то вязал. Запах еды, пряностей и кокосового масла разносился по всему вагону. Поезд шел очень медленно. В открытые двери вагонов к утренней трапезе запрыгивали торговцы рисом и чаем масала. Движение в поезде было активным и шумным. Пожелав попить чайку из ведра, мы в шутку спрсили: "Вода на чай из Ганга"? В ответ, заслышав знакомое сочетание букв, улыбчивый индус радостно отвечал : "Ганга, Ганга!"-и желание у нас отпадало. Еще сильнее захотелось виски. Северо-индийские пейзажи из окон поражали своим порядком. Привыкнув к грязи и городскому хаосу, за окном виднелись зеленые прерии сельскохозяйственных культур, обрабатываемые опрятными жителями севера, на четко разделенных полях. Свежий воздух попадал через деревянные ставни вместе с утренним солнцем.
В туалет в утренние часы зайти было практически невозможно, а зайдя можно было очень пожалеть. Смрад, стоящий в этой части поезда сбивал с ног. Но уже радовало наличие туалета. Люди заходили и выходили из поезда на ходу. Не знаю, сидел ли кто или ехал на крыше поезда как в фильмах, потому что на станциях выйти было нельзя-поезд постоянно двигался. Но в связи с отсутствием мест в вагонах такая вероятность имелась. Билеты никто не проверял, никто не объявлял название станций, а на станциях надписи были только на хинди. Нам оставалось ориентироваться только по времени ибо интернета у нас тоже не было. Час высадки приближался. Ожидая этого момента, отцепив свои чемоданы, мы переглядывались с нашей семейкой: мама и дочь в красивых сари наводили макияж, заодно и мне прилепив красную точку на лоб. Мы не понимали друг друга абсолютно, но это было так душевно и по семейному тепло.
Когда мы поняли, что наш поезд идет не по расписанию, мы немного напряглись и теперь каждая минута после контрольной временной точки заявленной высадки для нас проходила в мысленных муках: " Не проедем ли мы свою станцию, ведь она не последняя?" Эта паранойя с расспросами на каждой остановке продолжалась еще 4 часа. В итоге наш путь составил не 12, а 16 часов. Если посчитать, что путь составляет 170 км и ехали мы 16 часов, то средняя скорость поезда не на станциях была около 10 км/час. Поэтому не составляйте распорядок своего дня, когда вы ездите на индийских поездах. Берите с собой цепи и замки, сухой паек, напитки и теплые вещи. А еще фотоаппарат, ножи и приличный запас душевного равновесия. Незабываемые впечатления обеспечены!