Когда мои дети учились в школе, я каждый год покупала им новые сумки, портфели или ранцы. Даже самые прочные с трудом выдерживали учебный год и вес учебников и тетрадей. Жалко было детей, нагруженных таким количеством школьного скарба и тратящих свое время на изучение предметов, зачастую не очень нужных.
Можно, конечно, говорить об "общем развитии" и "образованном человеке", который непременно должен все это знать, но, на мой взгляд, нельзя объять необъятное.
Что мне лично никогда не пригодилось в жизни? Хит парад возглавила бы тригонометрия. Я поступила в гуманитарный ВУЗ, закончила его, отработала 40 лет и вышла на пенсию. И за все эти годы тригонометрия не понадобилась мне ни разу! Даже как тема для разговора. Если эту статью покажут хотя бы несколько раз и её прочтет хоть кто-то, то это будет первый случай, когда тригонометрия пригодилась хоть для чего-то. Спрашивается, зачем я тратила на неё свое время, силы и нервы? Зачем писала контрольные и решала задания на выпускном экзамене по математике? Бог весть.
Второй, с небольшим отрывом, была для меня астрономия. По значимости- наравне с тригонометрией. Но учить её было легче, экзамены мы не сдавали, сам цикл был короче.
Дальше у разных людей по разному. Мне не очень пригодилась химия (в практической жизни и работе). Я сдавала её при поступлении, в институте было 5(!) химий (качественный и количественный анализ, физколлоидная химия и т.д.) Все они были успешно пройдены, успешно сданы и успешно забыты. Так как на практике никогда мне не понадобились.
Рисование. В той форме, которая была- нет, не пригодилось, как и пение, и физкультура.
Вероятно, у других людей набор "ненужных" предметов будет другой.
Из того, что я бы оставила обязательно, и даже увеличила часы, это литература и русский язык. Литература- это единственный предмет о людях, о душе, который дает повод поговорить с детьми о том, что такое- хорошо, и что такое- плохо. На русском языке мы говорим, читаем и пишем. Крайне неприятно читать статьи с многими орфографическими, синтаксическими и прочими ошибками. Когда автор Дзена пишет о жизни царственных особ Великобритании, употребляя фразы:"уехала С дворца"- это нонсенс.
Что бы я добавила в школьную программу? Я бы добавила предмет о семейной жизни. Психология, физиология, законодательство. Воспитание детей. Не все дети станут математиками, физиками или астрономами. А вот мужем или женой и родителями станут практически все. Это важно для них и детей, которые когда-то у них появятся. Проводилось исследование, в котором супругов во втором браке спрашивали о первом. И большинство ответило, что прекрасно могли бы жить в первом браке, если бы у них был тот опыт и то понимание, которое пришло после его крушения. Но ведь не все вступают во второй брак. Кто-то остается одиноким человеком. После первого брака остаются дети, которые тоже страдают. Может быть, надо научить детей плавать, а не бросать их в воду: авось, выплывет?
Чтобы избавиться от "лишних" предметов, возможно, стоит ввести специализацию. Как правило к 8-9 классу ребенок вполне понимает, что ему интересно и что лучше получается, с чем он хотел бы связать свою жизнь. Например, моя дочь была типичным гуманитарием, математика с трудом и мучениями, при этом великолепные стихи и сочинения, абсолютный музыкальный слух, 11 лет в муз. школе, игра на трех инструментах и" красный" диплом. Поступила на лит.фак. университета. Сын- с физикой и математикой "на ты", соответствующие кружки, победы на конкурсах юных техников и олимпиадах, поступил на физмат университета. Не нужно ему было углубленное изучение биологии, которое было в их классе. Во всяком случае- ботаники и зоологии.
Понимаю, что все написанное спорно. Напишите, какие предметы для вас были лишними и не потребовались в дальнейшей жизни.