зачем польская подлодка "Орёл" в сентябре 1939 ушла в Таллин?
Будь эта история сценарием к кинофильму, я даже не знаю, в каком жанре он был бы снят: военная драма, политический детектив, морские приключения, любовная лирика или даже шпионский роман. История удивительная и судьбоносная – по крайней мере, для одной из прибалтийских стран.
Странный приказ командира
Итак, представим себя на борту новейшей польской подводной лодки «Орел» (ORP Orzeł) посреди Балтийского моря в начале сентября 1939 года. Война, ставшая мировой, вовсю бушует на территории Польши. О поддержке поляков заявила Великобритания. Все польские морские порты захвачены немецкими войсками. Что делать?!
На этот счёт у командира субмарины командора-подпоручника Хенрика Клочковского были отчётливые инструкции: идти в нейтральную Швецию и интернироваться там. Однако 8 сентября 1939 года командир «Орла» отдаёт приказ – идти в Таллин! Ситуация осложняется еще и внезапной болезнью командира – сильные рези в животе. Корабельный санитар предполагает широкий спектр болезней от отравления до аппендицита и брюшного тифа.
Так или иначе, но 15 сентября 1939 года польский «Орёл» швартуется в таллинском порту. Клочковского прямо от трапа увозят в госпиталь. Под давлением немецкого посольства, Эстония приступает к разоружению лодки: выгружают торпедный боезапас, изымают морские карты. Командование лодкой, пришвартованной у эстонского пирса, перешло к заместителю командира – капитану флота Яну Грудзиньскому.
Побег «Орла»
Через два дня пребывания в эстонском порту до команды «Орла» доходит шокирующее известие: 17 сентября на территорию Польши вторгся Советский Союз. Оказавшись в тисках между Германией и СССР, польская армия оказывается в тяжелейшем положении. В этих условиях экипаж «Орла» решается на побег из Таллина.
Командир минно-торпедной группы поручник флота Анджей Пясецкий ухитряется сломать портовую лебёдку и задерживает выгрузку торпед из отсеков «Орла». Старшина радиотелеграфистов боцман Котецкий саботирует разборку гирокомпаса, хитроумно переключив внимание эстонских контролёров на работу электромоторов внутрикорабельной вентиляции.
В ночь с 18 на 19 сентября польские подводники захватывают двух эстонских часовых, задраивают люки и полным ходом вырываются из таллинской гавани. Вслед беглецам бьют пулемёты с эстонского сторожевого корабля, однако «Орлу» удалось вырваться в открытое море и погрузиться. Эстонских часовых позднее высадят на острове у шведского побережья.
Поляки принимают решение идти в Великобританию, чтоб воевать вместе с союзниками. На лодке нет ни одной карты – всё изъято эстонцами. Офицеры ПО ПАМЯТИ рисуют карту Балтийского и Северного морей, находят где-то в трюме старый сборник маяков побережья Балтики и от маяка к маяку, практически наощупь, минуя многочисленные банки и острова, проходят сложнейшими проливами Каттегат и Скагеррак.
14 октября, спустя практически месяц блуждания по Балтийскому и Северному морям, «Орел» ошвартовался в британской военно-морской базе Розайт. До июня 1940 года польские подводники в составе британского Королевского флота успели совершить 8 походов и потопить один немецкий транспорт. В начале июня 1940 «Орел» погиб в Северном море со всеми членами экипажа.
Повод для Кремля
Однако наша история на этом не заканчивается, наоборот! Бегство недоинтернированной польской подлодки из Таллина вызвало глубокую озабоченность в Кремле. К тому же, во второй половине сентября 1939 года на Балтике «неизвестной подводной лодкой» был потоплен советский пароход «Металлист» и атакован пароход «Пионер». Имела ли к этому отношение беглая польская подлодка, доподлинно неизвестно (я лично очень сомневаюсь), однако для Советского Союза это стало поводом заявить о том, что правительство Эстонии подвергает опасности советское судоходство на Балтике.
«Побег интернированной польской подводной лодки из Таллина показывает, что правительство Эстонии или не хочет, или не может поддерживать порядок в своей стране и тем самым ставит под угрозу безопасность Советского Союза, — заявил нарком иностранных дел Вячеслав Молотов. — Подводная лодка была отремонтирована в Таллине, снабжена топливом, ей были оставлены 6 торпед и дана возможность уйти. Советский Союз, у которого на Балтийском море значительные интересы: большой порт в Ленинграде, большие военные и торговые флоты, ничем не защищен от подобных неожиданностей и в будущем. Необходимо дать Советскому Союзу действенные гарантии для укрепления его безопасности… и заключить военный союз или договор о взаимной помощи, который вместе с тем обеспечивал бы Советскому Союзу права иметь на территории Эстонии опорные пункты или базы для флота и авиации».
По требованию советской стороны 28 сентября был заключен Пакт о взаимопомощи между СССР и Эстонией. На территории прибалтийской страны был размещен советский военный контингент, а через короткое время Эстония вошла в состав Советского Союза.
Несчастная любовь командора-подпоручника
Судьба небольшой прибалтийской страны – это важно, но не менее интересна и человеческая драма, развернувшаяся на фоне большой политики. Мы совсем забыли о заболевшем командире подлодки, отдавшем судьбоносный приказ о переходе в Таллин. Мотив Хенрика Клочковского идти в Эстонию, по мнению историка и писателя-мариниста Николая Черкашина, был связан с его давней влюбленностью в супругу торгпреда польского посольства в Эстонии – Марину Крыжановскую. Пани Марина неоднократно навещала своего давнего друга Хенрика в больнице с букетом красно-белых гвоздик. Даже весть о бегстве своей подводной лодки из Таллина командор-подпоручник Клочковский воспринял спокойно – главное, с ним рядом была любимая женщина!
Однако история любви не успела развернуться. Летом 1940 года Эстония вошла в состав СССР. Пан торговый советник Крыжановский был арестован чекистами и отправлен в лагерь для польских офицеров под Осташковым. Марина Крыжановская разделила судьбу мужа – её сослали в Казахстан, село Чернореченское. Представляю себе тоску пани Марины: после уютных таллинских улочек оказаться в глинобитной мазанке на берегу Иртыша…
Что же стало с героем-любовником Хенриком Клочковским? Его НКВД почему-то не тронул. Моряк перебрался в Ленинград (до революции он там жил и учился), а с началом Великой Отечественной войны присоединился к формируемой в СССР польской пехотной дивизии имени Костюшко и сразу же угодил под польский военный суд. Его разжаловали в матросы, но тюремного заключения назначено не было. Клочковский нанялся на американское торговое судно и всю войну ходил на нём в составе Северных конвоев с ленд-лизовскими грузами. Умер в 1950-х годах в полном забвении в Америке.