Найти тему
Artfragment

7 смертей Марины Абрамович

Оглавление

1 сентября в Bayerische Staatsoper в Мюнхене состоялась премьера оперы «7 смертей Марии Каллас» Марины Абрамович. О том, что художница задумала поставить ее, стало известно еще несколько лет назад. Но сама премьера переносилась из-за пандемии. Посмотреть оперу в течение месяца можно будет онлайн, а пока рассказываем, как Абрамович впервые услышала Каллас и при чем тут разбитое сердце.

— Изначально «7 смертей Марии Каллас» должны были стать фильмом.

Присоединиться к работе над ним Марина Абрамович пригласила Романа Полански, Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Йоргоса Лантимоса. Правда, позднее сценарий был адаптирован для оперы, а режиссеры вышли из проекта. Премьера переносилась из-за пандемии и карантина и в итоге состоялась в первый день осени. Правда, вместо 2300 человек, которых вмещает зал Баварской оперы, увидеть постановку смогли лишь 200 зрителей. А первые ряды были удалены от сцены, чтобы обеспечить социальную дистанцию с оркестром.

«7 смертей Марии Каллас» на сцене  Bayerische Staatsoper, photo by Wilfried Hösl.
«7 смертей Марии Каллас» на сцене Bayerische Staatsoper, photo by Wilfried Hösl.

— Мария Каллас — кумир Марины Абрамович. Будущей художнице было 14, когда она услышала на кухне бабушки, по радио, голос оперной дивы.

Посвятить ей проект королева перформанса задумала еще несколько десятилетий назад. И отмечала:

«Если вы посмотрите на жизнь Каллас, ее история будет отличаться от моей. Она о смерти от разбитого сердца, о том, как быть убитой тем, кого любишь».

При этом Абрамович выделяла и общее между ней и исполнительницей.

«Мы обе — Стрельцы, у нас обеих — плохие матери, мы обе — невероятно эмоциональны, но хрупки. Я чуть не столкнулась со схожей судьбой. Разница лишь в том, что моя работа спасла меня».
Мария Каллас
Мария Каллас

— «Я прочитала восемь биографий Каллас», — признавалась Абрамович.

И часто вспоминала последние годы жизни певицы, которые она провела в затворничестве в своей парижской квартире. Каллас умерла от сердечного приступа в 1977 году. Но Абрамович уверена, что — от разбитого сердца. В 1969-м любовь всей жизни КалласАристотель Онассис — женился на Жаклин Кеннеди, о чем сообщил Каллас через посыльного. При этом Абрамович отмечала, что создала оперу, в первую очередь, о женских возможностях:

«Я хотела показать силу и настойчивость, которыми может обладать женщина. Не всякое горе заканчивается трагедией. Я верю в надежду».
Марина Абрамович, «7 смертей Марии Каллас», photo by Wilfried Hösl.
Марина Абрамович, «7 смертей Марии Каллас», photo by Wilfried Hösl.

— В оперу Абрамович включила ряд традиционных для ее творчества элементов, например, ножи и змей.

Кроме этого, в каждой из семи частей постановки идет свой короткометражный фильм. Их Абрамович снимала в прошлом году в Лос-Анджелесе. В них появляется сама художница, а также актер Уиллем Дефо, который выступает то ее любовником, то убийцей. Между ариями из опер, которые исполняла Мария Каллас и в которых она умирала на сцене, звучит музыка сербского композитора Марко Никодиевича, а кульминацией становится 20-минутный танец Абрамович. Для постановки на сцене воссоздали парижскую квартиру Каллас. В ней сербская художница лежит в кровати, а потом встает и медленно ходит по комнате.

Марина Абрамович, «7 смертей Марии Каллас», photo by Wilfried Hösl.
Марина Абрамович, «7 смертей Марии Каллас», photo by Wilfried Hösl.

— Как Марина Абрамович любит Марию Каллас, так креативный директор Burberry Рикардо Тиши боготворит сербскую художницу.

Поэтому работа над костюмами к опере стала для него особенной. Он признавался:

«Я был фанатом Марины с юных лет. Если вы видели ее работы, то поймете мой стиль».

Сейчас Абрамович и Тиши — приятели.

Костюмы для оперы «7 смертей Марии Каллас» авторства Рикардо Тиши.
Костюмы для оперы «7 смертей Марии Каллас» авторства Рикардо Тиши.

— Сама 73-летняя Абрамович признается, что постоянно думает о смерти.

«Я чувствую, что это последний этап моей жизни. Сколько времени осталось, как преобразовать сделанное в язык будущего поколения? Это меня очень волнует. Смерть может появиться в любой момент, я должна быть к ней готова. Я всегда повторяю, что хочу умереть осознанно, без гнева и страха», — подчеркнула художница.

Марина Абрамович во время перформанса «Ритм 0», 1974.
Марина Абрамович во время перформанса «Ритм 0», 1974.

— Марина Абрамович — не единственная, кто обратился к жанру оперы.

Так, «Черный квадрат» Казимира Малевича впервые возник в декорациях к футуристической опере «Победа над солнцем», над которой художник работал вместе с Михаилом Матюшиным и Алексеем Крученых (премьера состоялась в 1913 году). А Ай Вэйвэй ставит «Турандот». Когда китайский художник приступил к работе над ней в 2019 году. Издание artnet писало, что «это будет опера, погруженная в современный мир и нынешнюю культурную и политическую борьбу». Но этой весной в одном из постов в своей социальной сети художник отметил, что появление вируса в Европе он интегрировал в последний акт произведения.

Ай Вэйвэй, работа над постановкой оперы «Турандот».
Ай Вэйвэй, работа над постановкой оперы «Турандот».

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.