Контрамоция -- это, по определению, движение по времени в обратную сторону. Как нейтрино. Но вся беда в том, что если бы попугай был контрамотом, он летал бы задом наперед и не умирал бы на наших глазах, а оживал бы...
А. и Б. Стругацкие, "Понедельник начинается в субботу"
Режиссер Кристофер Нолан - очень смелый творец. Уже потому, что он выбрал делом своей жизни производство продукта, который сам не способен полноценно оценить. Нолан - дальтоник, он не видит красный и зеленый цвета, и все же занимается визуальным искусством! Налицо подлинное мужество и настоящая любовь, любовь к кино. Эти чувства ведут Нолана на рискованный путь экспериментов. В самом деле, он мог бы снять стопятьсотую комедию про современную Золушку или очередную сверхактуальную драму про #meetoo , или нарисовать на компьютерах зрелищный киноатракцион, или просто перенести старый сюжет в новые декорации. Мог бы воспользоваться голливудскими методичками, в которых все уже просчитано: какие приятели должны быть у героя, во что его одеть, чтобы он был близок зрителю, как чередовать по времени экшен и романтику, чтобы никто в зале не заскучал... И прибыль была бы обеспечена.
Вместо этого Нолан в который раз продвигает нежно им любимую научную фантастику, становится популяризатором науки и создает для своих фильмов целые чертоги разума. Это большой риск, потому что занимаясь одним, запросто можно упустить нечто другое. Выстраивая сложную конструкцию, сложно не ошибиться в расчетах, особенно если повторять не за кем - ведь ты первый!
Новый фильм Нолана называется "Довод" (в оригинале "Tenet", что в переводе с английского означает "принцип"). Оба эти слова - палиндромы, то есть одинаково читаются слева направо и справа налево. Это важный момент. В фильме "зашито" много знаков, в том числе знаменитый с античных времен квадрат "SATOR".
Разбору лингвистической головоломки в "Доводе" я посвящу одну из следующих статей, а пока - о сюжете и о том, как он воплощен на экране. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Фильм стал смелой игрой с четвертым измерением - временем. Фантастическое допущение, на котором строится история, - это принцип инверсии, когда предмет или живое существо живет в обратном для нас направлении: из будущего в прошлое. После инвертирования он движется навстречу себе же прошлому и в какой-то момент может даже встретиться сам с собой существуя параллельно. Скорее всего, именно это встречное движение символизирует сцепление ладоней в замок (пароль, который используют в фильме посвященные).
У советского книголюба, конечно, тут же возникает стойкая ассоциация с А-Янусом и У-Янусом Полуэктовичами, героями бессмертной фантастической сказки Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Это был один и тот же персонаж, который использовал себя как подопытного, двигаясь назад во времени, навстречу сам себе.
Не исключаю, что Нолан знаком с нашим литературным шедевром из шестидесятых, потому что идея - та же. Но технически он решил задачу по-другому: современные кинематографические возможности и большой талант постановщика позволили сделать контрамоцию (в данном варианте - инверсию) непрерывной. Совмещение обычного и обратного хода времени для предметов и персонажей дарит ранее невиданное зрелище, особенно в экшен-сценах (драка бойцов, обычного и инвертированного, выглядит захватывающе, хотя и показывают ее целых два раза). Развязывание затянутых ранее узлов, разгадка намеков - все это доставляет зрителю большое интеллектуальное удовольствие. И безусловно, подогревает интерес к науке (как было с нолановскимм "Интерстелларом").
Однако при этом ощущается большой недобор в эмоциях. И это не только мои впечатления, но и основная претензия в отзывах и критике. Нолан разыгрывает перед нами блистательную партию в многомерные шахматы, в которой многие из основных фигур лишены человечности. Взять антагониста - русского торговца оружием Андрея Сатора. У него худо-бедно есть некий бэкграунд, мы знаем, откуда он родом, какие трудности пережил в молодости, что его волнует сейчас, и поэтому можем выработать к нему какое-то отношение. В этой роли достойно выступает Кеннет Брана.
Но противостоящий ему агент ЦРУ - главный герой фильма - не имеет этой основы (играет его Джон Дэвид Вашингтон, сын знаменитого Дэнзела Вашингтона). Мы не знаем о нем ничего, кроме чисто профессиональных качеств: он хорошо дерется, умен, не выдает своих и способен проникнуться симпатией к противоположному полу, изредка может слегка пошутить. Понятно, что это перепевка Бонда (Нолан это и не скрывает, что вдохновлялся бондианой и многое для фильма взял именно из нее). Но Бонд - куда более живой, он бабник и любимец женщин, в нем большая доля самолюбия, и он атомно шутит (и мы знаем его алкогольные вкусы). А "Довод" - почему его центральный персонаж настолько бесцветен (хоть он и "цветной")? Что им движет, что держит на белом свете, зачем конкретно он отдает себя спасению мира? У героя даже имени нет, он значится в данных о фильме как Протагонист. Да и сам персонаж узнает, что протагонист, лишь к концу показанной нам истории. Неужели такая "расчеловеченность" героя сделана нарочно?
В фильме есть еще к чему прицепиться. Не очень понятно, например, чем инвертированные пули круче, если ранение в живот ничем по последствиям не отличается от обычного. Почему брать их голыми руками нельзя, а вставлять в обычный пистолет - можно. Почему следы от инвертированных пуль в прошлом никого не смущают до перестрелки... Но волков бояться - в лес не ходить: вся история кинофантастики - это цепь таких недочетов и их преодоления последователями. Мы все это видели в любимых киноопусах прежних времен: одинаковую силу тяжести на разных планетах, превращение механической собаки в сложного биоробота наложением рук, беседы инопланетян между собой на русском или английском языке...
Как сказал писатель Дмитрий Быков, творца надо оценивать не по ошибкам, а по его высшим творениям, по тому, насколько он продвинул вперед свою сферу (науку, культуру, технику). Так что фильм "Довод" - безусловно, событие, как любой интеллектуальный шаг вперед.
Спасибо за внимание, мне приятно, что вы читаете мои статьи!
“Вратарь галактики” за миллиард рублей - что за фильм и зачем там снялся Куценко?
Как в России в 90-х экранизировали "Заповедник гоблинов"
Фильму "Назад в будущее" - 35! Актеры встретились в Zoom и повеселились
Три фильма, в которых первые 10 минут - самые лучшие