Личное короткоствольное оружие на поле боя не играет существенной роли, разве, что только, как оружие последнего шанса. Его назначение - это, в основном, обозначение статуса офицерской власти. Ну, там пристрелить на месте паникёра и труса во время атаки ...
Во Вторую Мировую войну в советской и германской армиях использовались, в основном, четыре модели. В Красной армии: пистолет ТТ - образца 1933 года и револьвер Наган - образца 1895 года. В германской же армии: Вальтер П38 и Парабеллум П08, соответственно.
Наган и Парабеллум достались им в наследство ещё с Первой Мировой войны. Парабеллум использовался, как оружие ограниченного стандарта - для вооружения унтер офицеров и последняя его партия была выпущена в конце 1942 года по заказу Ирана. В Красной армии такого понятия, как "оружие ограниченного стандарта", не было и револьверы Наган выпускались, параллельно с пистолетами ТТ, до самого конца войны, но вооружались ими, в основном, старшины, милиционеры да партизаны.
Вот о них то мы и поговорим в первой части нашего обзора.
Мне, лично, всегда казалось спорным решение о принятии на вооружение русской армии револьвера Нагана в 1895 году. Можно было бы потерпеть несколько лет и со старым "Смит и Вессоном" - до появления отработанных до пригодного уровня автоматических пистолетов. Поочерёдное же выбрасывание стрелянных гильз, вообще, было шагом назад, даже по сравнению со стариком "Смит и Вессоном" с его раскрывающейся для одновременной экстракции гильз рамкой и уже даже появились револьверы с откидывающимися в сторону, с той же целью, барабанами . Это были: американский Кольт 1889 года и французский Лебель 1892 года. Уменьшение калибра с 11 мм до 7,62 мм - крайний минимум для того, чтобы остановить нормального мужика - тоже достаточно сомнительное решение. Патрон с утопленной в гильзе пулей и надвигание барабана на пенёк ствола - фирменная фишка этой модели нагана, конечно, устраняли прорыв пороховых газов при выстреле, что повышало его мощность процентов на 30 и способствовало однообразию боя от выстрела к выстрелу, да и пуля аккуратнее входила в нарезы ствола прямо из гильзы и меньше деформировалось при этом, что тоже способствовало повышению кучности стрельбы. Но увеличение количества трущихся деталей в ударно-спусковом механизме револьвера сильно увеличивало усилие при стрельбе самовзводом и, соответственно, ухудшало точность стрельбы в этом режиме - за всё надо платить.
Револьвер, правда, получился надёжный - отказывал редко, да и починить его можно было в полевых условиях, по солдатской поговорке, - "молотком и матерком". О, недоступная иностранцам, загадочная русская технология!
Основным оппонентом русскому нагану в Первую Мировую войну был германский П08 "Парабеллум". Красивое коммерческое название взятое из второй части известной латинской поговорки - "Хочешь мира - готовься к войне". От этого пистолета остался в наследство самый распространённый в мире армейский пистолетный патрон - 9мм Парабеллум, или 9х19 мм.
Что же представлял из себя легендарный "Парабеллум" и откуда он взялся? А сконструирован он был Георгом Люггером на базе более старого пистолета Хуго Борхарда, который, в свою очередь, позаимствовал устройство его шарнирно-рычажного затвора (вы будете смеяться) у пулемёта Максима! Из-за этого то пистолет у Борхарда получился очень громоздкий. Люггер же изменил точки крепления шарниров затвора и этим резко сократил его габариты. И мы получили тот поразительно изящный "Парабеллум", который все теперь знают. Конструкция, разумеется, архаичная и имеющая ряд известных недостатков - боится загрязнения, вследствие своей полной открытости, не имеет не только самовзвода, но и открытого курка - хотя бы как у ТТ, который можно на предохранительный взвод поставить. Скрытый ударник и флажковый предохранитель не позволяют безопасно носить "Парабеллум" с досланным в ствол патроном.
Но зато его очень хороший баланс и большой наклон рукоятки очень, прикладистой для стрельбы с одой руки, небольшое плечо отдачи и направление движения массы затвора при стрельбе не сбивает прицел.
Вывод: "Парабеллум" мало приспособлен для внезапного применения в условиях самообороны, но очень хорош для прицельной стрельбы - для киллера это самое то! Да и сам брутальный вид этого чуда тевтонской инженерной мысли, по мнению ряда психологов, порождает у его обладателя самоуверенность и даже повышенную агрессивность.