BMW настолько неожиданно ворвался в С-сегмент автомобильного рынка, что тройка лидеров Volkswagen Golf, Audi A3, Mercedes A170 даже не успела опомниться, как получила серьезного соперника в лице BMW 1 серии.
Базой для создания «единички» послужила BMW E36 Compact, выпускаемая с 1993 по 2004 год, с двигателем 1.6, мощностью 102 л.с.
Изменив габариты «трешки», придав ей более современные и смелые линии и оставив практически нетронутой «начинку», BMW запустила 1 серию в производство в 2004 году. Концепт-кар CS1, предшествующий началу выпуска «единички», был представлен в 2002 году на Женевском автосалоне, а официальный дебют, состоялся на Парижском автошоу 2004 года.
В отличие от конкурентов в самом крупном сегменте автомобильного рынка, «единичка» - заднеприводная, что придает ей некую экзотичность на фоне переднеприводных авто гольф-класса. Кроме того, нестандартное для класса продольное размещение мотора под капотом BMW 1 series позволяет достичь отличной тяги за счет низкого центра тяжести и развесовки 50/50 между осями, а выверенные формы кузова дают отличную аэродинамику. «Единичка» получила свой революционный агрессивный дизайн от Криса Бэнгла, ведущего дизайнера BMW, который вызвал много критики. Спортивная стремительная внешность c внушительной колесной базой, самой длинной в С-классе, удлиненным капотом и короткими свесами стала настоящим прорывом в дизайне скромного семейного авто.
Покупателям предлагались версии с трёхдверным E81 и пятидверным кузовом E87, а позднее появились купе E82 (с 2007 года) и кабриолет E88 (с 2008 года).
Самой мощной версией было BMW 1 Series M Coupe (единственная «единичка» в М-серии, позднее перешла в отдельную 2 серию), оснащенное трехлитровой «шестеркой», развивающей 340 л. с., и механической коробкой передач. Всего в 2011–2012 годах сделали чуть более 6,5 тысяч таких машин.
Интересный факт: единственная BMW 1 Series седан, производится с 2017 года в Китае, под индексом F52. Он изготовлен компанией BMW Brilliance, совместным предприятием BMW и Brilliance Auto. F52 использует переднеприводную платформу, общую с X1 (F48) и Mini Hatch. Автомобиль также продается компанией BMW в Мексике начиная с 2018 года.