ЖИЗНЬ на землю пришла из моря. И юный городок Керкинитида - тщательно тесаный камень маленькой крепости, красная черепица крыш -тоже, словно древнегреческая богиня красоты Афродита, возник из теплой солоноватой пены.
ОДНАЖДЫ, преодолев дикую ночь шторма, бури, безумства стихии, с ладно скроенных кораблей высадились на песчаный берег приветливого тихого залива трудолюбивые люди. И начали строить свой уклад по законам красоты и гармонии. Не переоценивали свои силы, смиренно просили защиты у богов. И строгая Артемида, достойная дочь грозного Зевса, богиня охоты и покровительница рожениц, в ответ на щедрые жертвоприношения чутко охраняла людей. Их искусства и ремёсла, тело и дух существовали в ладу с покоем солнечных восходов и закатов.
Но «Война — отец всех вещей» — пророчествовал будущее Гераклит. По ночам, точно сотни голодных волчьих глаз, вспыхивали в пахнущих полынью степных просторах вокруг города огоньки костров кочевников-скифов — воинственных и жестоких, жадных до чужого богатства. Всё плотнее сжималось грозное кольцо. И слишком мало было у миролюбивых торговцев и мастеров города отважных защитников-солдат... История, как морская волна, не знает состояния «статус кво»: то набегает вперед, то откатывается назад. Разграблены, полуразрушены дома. В рабство угнаны их хозяева. На берегу снова поселяется запустение, свобода Ветра, Солнца, Моря.
А время не останавливается. Века — песчинки в его часах. Прекрасная земля — Киммерия, Таврида, Скифия, щедрая и плодородная, создана Богом не для того, чтобы пустовать. В город возвращаются люди. И нарекают его новым именем — Гёзлёв. Робко жмутся к земле глинобитные домишки, улочки—узки, кривы, запутанны (легко заблудится и сгинет любой потенциальный враг!). Плач и стон стоит над площадью невольничьего рынка. Под паранджу спряталась красота. На силу надеты тяжёлые цепи. В напоенном солнцем воздухе мирно соседствуют роскошь и нищета, а всё живое молит о глотке воды. И свободы. Ведь только под её крылом сможет расцвести старательно возделываемый крестьянством земной рай.
Ах, как манит сильных мира сего дивный край, лежащий на перекрёстке торговых путей! Как хочет каждый безраздельно владеть им! Новая война приводит новых хозяев в старый уже, умудрённый опытом веков город. И снова вместе с именем — Евпатория — он, как человек, меняет судьбу... Когда-то через эти серебристые степи проходили первые пилигримы с факелом христианства для северных народов. Теперь, с торжеством им-ператорских амбиций великой славянской царицы-матушки Екатерины, под гром пушек и звон колоколов возвращается дух первоучителей на щедрые земли. Несёт с собой волю, ширь, простор обычаев и уставов своих предков. Словно у Вавилонской башни, столпились в истории тихой провинции языки, народы, расы. Всем хватает места под жарким солнцем. Уездный городок всё больше начинает приобретать славу уникального целителя-лекаря. Дома его — иллюстрации к академическому учебнику по архитектуре — тонут в пышной зелени невиданных здесь прежде растений.
Но спиралевидно время. И снова ход вещей взрывается столпотворением. И снова хаос. Революция! Благо или зло — рассудят потомки. Техногенный мир заявляет о себе звонками первого трамвая. Век двадцатый от Рождества Христова городу годится в сыновья, но пытается говорить с ним на грубом языке войн. Одна — братоубийственная, вторая—всенародная.., Она унесла жизни каждого пятого из жителей, и теперь — во славу всем защитникам! — «обелиски не общим спискам — обелиски родным и близким вечной памятью в небо глядят»...
Все справедливое и несправедливое время расставит по своим местам. В будущем третьего тысячелетия древнего полиса, выросшего в город Детства, также хватит места всему и всем: разнообразию минувших эпох, многообразию и богатству культур и народов. Любви и преданности. Будущее города оптимистично и демократично. Как юность, с которой когда-то начиналась Керкинитида-Гезлев-Евпатория.