ISO простыми словами
Это серия международных стандартов качества, требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий, а также руководство по их достижению.
Если предприятие имеет подобный документ, это значит, что его руководство грамотно им управляет, и оно весьма конкурентоспособно.
Проверка проводится в два этапа: сначала проверяются документы, после выездная оценка независимого эксперта и специалиста Росаккредитации.
Системе стандартизации уже больше полувека, впервые подобное соглашение было подписано в далеком 1946 году. Сегодня в системе уже более 20 000 стандартов, которые касаются всех аспектов ведения бизнеса и технологий. Их разработкой и внедрением занимается Международная организация по стандартизации.
Зачем нужны эти стандарты? Ответим на примере. Вы отправились в велопутешествие в другую страну, и по дороге, у вас сломался велосипед. Срочно нужны детали. Система ISO 9001 гарантирует, что в любом специализированном магазине вы сможете подобрать болты и гайки, которые подойдут для ремонта.
Производители велосипедов и комплектующих договорились о единых стандартах, чтобы вам было комфортно в любой стране. Да, и ISO – это не аббревиатура, это полноценное название, которое произошло от греческого «isos», что в переводе означает «равный».
Преимущества сертификации по ISO 9001
Работая по стандартам ISO 9001, компания выгодно выделяется на фоне конкурентов, потому что данная сертификация имеет ряд преимуществ:
- Она позволяет по максимуму удовлетворять потребности клиента;
- Рационально использовать денежные ресурсы;
- Быстро устранять возникающие ошибки;
- Выводить мотивацию и вовлеченность персонала на новый уровень;
- Повышать лояльность к компании со стороны контролирующих органов.
Увеличить прибыль поможет программа для автоматизации бизнеса Бизнес.Ру. С помощью нее вы сможете анализировать продажи, вести историю работы с покупателем, делать SMS и Email-рассылки и сообщать клиентам о проводимых акциях и скидках.
Как понять, что вашей компании нужен сертификат ISO
Сегодня, в России, подобный сертификат имеют более 80% предприятий, которые планируют или уже работают с зарубежными партнерами. Мотивация их легко объяснима: наши конкуренты уже получили документ, чем мы хуже? Получив сертификат, можно гордо смотреть в глаза клиентам и отвечать «да» на вопрос: вы сертифицированы по ISO 9001.
Прежде чем, получить сертификат, нужно разработать и внедрить систему менеджмента качества.
Для этого сделать необходимо следующее: собрать пакет документов, разобраться с требованиями, написать проект, нанять консультанта или отправить на обучения своего сотрудника, настроить систему, пройти экспертизу в лицензированной организации. Если у вас компания, штат которой насчитывает 200-300 человек, то срок внедрения СМК от полугода до года.
Если продажи идут и без сертификата, клиенты его не требуют, то можно не торопиться с его получением, внедрением СМК, ведь этот процесс занимает немало времени, да и он не из дешевых.
Проще всего оценить необходимость ISO 9001, опираясь на опыт других компаний, на конкретные цифры. Если вы видите, что ваши прямые конкуренты получили его и их продажи растут, а лояльность клиентов заставляет вас нервничать, то не откладывайте получение сертификата ИСО в долгий ящик.
Как вы можете быть уверены, что ваш поставщик соответствует требованиям стандарта ИСО 9001
На сайте Росаккредитации вы легко можете проверить, входит ли конкретный сертификационный центр в реестр аккредитованных лиц. Там же, можно получить информацию обо всех выданных органами сертификатах. Что касается добровольных систем сертификации СМК, то за такими данными можно обратиться на сайт Росстандарта.
В случае сертификации в одной из них, головной орган добровольной системы самостоятельно определяет для заявителя аккредитованную в ее рамках сертифицирующую организацию.
Отметим, что по закону, к процедуре разрешено привлекать консалтинговые компании, которые помогут упростить весь процесс внедрения СМК.
Как ИСО 9001 способно помочь вам в выборе поставщика
Этот стандарт включает ряд требований к процессу закупок по вопросам:
- требования к информации о закупке, которая должна обеспечить четкое понимание поставщиком потребностей клиента;
- способы, с помощью которых подтверждается соответствие поставляемого продукта требованиям клиента.
Вы играете важную роль в этом, ведь только вы можете четко сформулировать и донести до поставщика сведения о том, что нужно именно вам.
Если вы не сделаете этого, то вы можете получить в итоге продукт, который соответствует законодательству, заявленным требованиям, но совсем не подходит вам из соображений предполагаемого применения. Проще говоря, сначала поймите, что нужно вам, для этого помогут наводящие вопросы:
- Какова специфика продукта (услуги), который вы покупаете?
- Какие риски вас могут поджидать, если с этим продуктом будут проблемы?
- Как вы можете быть уверены, что продукт, который вы получите, на самом деле соответствуют Вашим требованиям