Найти тему
"Ваша газета"

ТЕОРИЯ, СТАВШАЯ ЖИЗНЬЮ

После окончания Калининградского электротехникума Галина Скрипник получила направление в рабочий посёлок Уруссу в Татарстане на строительство ГРЭС. «Это где аулы? Там зимой тебе будет очень холодно», - уточнила бабушка и принялась шить ватное одеяло. Вместо аула четверых молодых специалистов-энергетиков встретил вполне современный благоустроенный посёлок, где им предстояло набираться производственного опыта.

Г. Скрипник
Г. Скрипник

Отзвуки войны

Татария оказалась для Галины чудесным местом, где можно было спокойно работать, учиться, заниматься воспитанием детей. В прошлой жизни остались опасности, нередко смертельные. Особенно запомнился первый год войны, когда немецкие самолёты, летевшие бомбить Москву, встречали отпор нашей противовоздушной обороны и весь свой боезапас сбрасывали на её родную Рязань, пригороды, сёла. Заслышав рёв фашистских самолётов, все устремлялись в укрытия. Маленькая Галина бежала в сад и пряталась в яме.

После Рязани был Калининград, где отец и двое дядей - кадровые военные - восстанавливали город. Вместе с советскими специалистами работали и пленные немцы. Это были совершенно другие немцы: не самоуверенные и жестокие, как в начале войны, а голодные (они получали намного меньше продуктов, чем советские работники), оборванные, они больше вызывали жалость, чем ненависть. Может, кто-то, глядя на их истощённые лица, и злорадствовал - так вам и надо, но были и те, кто их жалел. В 1947 году в течение суток всех немцев отправили обратно в Германию.

Совещание у первого директора ТЭ В. Суздальцева (крайний справа)
Совещание у первого директора ТЭ В. Суздальцева (крайний справа)

В Уруссу Галина вышла замуж за Владимира Скрипника, здесь родились дочь и сын. Своё будущее семья связывала с жизнью в рабочем посёлке, но пошли разговоры о строительстве ТЭЦ в будущем городе нефтехимиков Нижнекамске. Вопрос о переезде на семейном совете решился быстро.

Телогрейку – в печь

- В Нижнекамск мы приехали в июне 1966 года, - вспоминает Галина Валерьевна. - На ТЭЦ полным ходом монтировались котёл и турбины. Это помогло нам досконально изучить оборудование и познакомиться с будущим персоналом. Меня приняли инженером по технике безопасности. В лесу возле градирни были установлены длинные деревянные столы и скамейки. Персонал всех цехов - котельного, турбинного, электрического, тепловой автоматики - рассаживался за столами, все вместе изучали схемы, заводские инструкции, а затем шли на монтажную площадку - воплощать теорию в практику. В дальнейшем персонал цеха топливоподачи, котельного и турбинного направили на стажировку на Новокуйбышевскую ТЭЦ, Заинскую и Уруссинскую ГРЭС, на станции в Прибалтике и другие. К новому 1967 году подъехал ещё один отряд будущих энергетиков. Ехали со всех уголков страны. Например, моя коллега Нина Лукоянова, инженер-инспектор по эксплуатации, приехала из Игарки.

К дню пуска сформировались смены котельщиков, топливников. Начались занятия на оборудовании: техническая учёба, противоаварийные тренировки, проверялись знания правил техники безопасности и эксплуатации.

23 февраля в присутствии представителей различных организаций разожгли печь первого котлоагрегата. Прораб «Волгоэнергомонтажа», по традиции энергетиков, снял с себя телогрейку и бросил в печь, приговаривая: «Гори, гори, моя звезда». Дни перед пуском проходили напряжённо. 26 февраля дневной персонал отправился домой, остались лишь «пускачи». Несколько человек из числа инженерно-технических работников остались на рабочих местах ждать исторического момента. В половине одиннадцатого ночи забилось сердце ТЭЦ - после комплексного опробования при полной нагрузке первый турбогенератор дал промышленный ток. Так 26 февраля 1967 года Нижнекамская ТЭЦ вошла в строй и начала работать в Единой энергетической системе СССР.

Время вспомнить героев

Галине Валерьевне довелось работать с разными людьми, многие оставили в памяти тёплые воспоминания. Как, например, первый директор ТЭЦ Василий Игнатьевич Суздальцев. Участник Великой Отечественной войны, представительный, профессионал и знаток человеческих душ. Запомнились его уроки, когда он наряду с рабочими вопросами учил нас, инженеров, общению в коллективе, умению к каждому найти подход, слышать и понимать друг друга. Не зря в коллективе его ценили и уважали, советовались и по житейским вопросам.

Ещё запомнился безупречным отношением к делу и человечностью Игорь Михайлович Цветов, опытнейший энергетик, работавший на Калининградской ГРЭС, на ТЭЦ в Салавате, Уфе, Стерлитамаке. На Нижнекамской ТЭЦ работал с 1966 по 1984 год сначала старшим машинистом, затем начальником турбинного цеха.

Много замечательных людей воздвигали и трудились на ТЭЦ, стали основой коллектива. Это первая женщина-крановщица Пелагея Гражданкина, токарь Семён Куринов, начальник смены электроцеха Евгений Бобрик, старший мастер Лев Санников, заместитель начальника топливного цеха Виктор Архипов, Михаил Горелов, Анатолий Левандовский… Большой вклад в становление коллектива вносили участники войны - их была солидная группа. Всех, кто начинал работать в 60-е годы, можно считать героями. Трамваи ещё не ходили, до работы приходилось добираться пешком, считали удачей попасть в машину, в которой везли заключённых, работающих на ТЭЦ.

В коллективе были восхищены подвигом водителя Николая Родионова. Возвращаясь зимой из Куйбышева с пятитонным грузом обмоточного провода, он попал в снежный занос. Участок между Куйбышевской областью и Татарией в то время, видимо, никем не убирался. Чтобы вызволить машину из снежного плена, водитель перекидал под колёса всю одежду. И это в тридцатиградусный мороз! Вырвался, приехал в гараж в одной рубахе, но груз доставил вовремя в целости и сохранности.

И вся трудовая биография нынешнего председателя совета ветеранов Леонтия Алексеева прошла на ТЭЦ, поэтому он хорошо знает производство, людей. Каждого коллегу-ветерана он внимательно выслушает, обязательно постарается исполнить просьбу, проводит до крыльца. В 2018 году ветераны ТЭЦ встретились, чтобы почтить память первого директора В. Суздальцева, которому исполнилось бы сто лет. Ветераны побывали в городском музее, на предприятии, посетили кладбище, на могилу руководителя возложили цветы.

Родные берёзки

Галина Валерьевна считает везением, что ей посчастливилось стать свидетелем и участницей строительства и пуска такого нужного для города предприятия, как ТЭЦ, без которого не было бы ни химкомбината, ни шинного завода, ни других предприятий, ни самого Нижнекамска.

Есть её вклад и в благоустройство ставшего родным Нижнекамска. На месте, где сейчас красуется мечеть, стояли вагончики строителей. Молодые строители, энергетики, нефтехимики вместе высаживали деревья в центре города. Берёзы разрослись, теперь это парк «СемьЯ».

- Помню, открыли трамвайный путь до Красного Ключа. Ещё не все остановки имели названия. Мы с мужем сидели на лавочке напротив гостиницы «Кама», к нам подошли девушки - оказалось, работницы трамвайного управления. Они спросили: «Какое название вы хотели бы дать этой остановке?». «Лучше подойдёт «Гостиница «Кама». Очень приметный объект», - сказал муж. Я поддержала. Так наше название и осталось, - вспоминает Галина Валерьевна.

Дело родителей Скрипников продолжили сын Евгений и внук Артём. Недавно у Артёма родился сын. Время придёт, может, и он станет энергетиком.

Сегодня Галина Скрипник сидению на лавочке предпочитает полезные дела: она возглавляет совет ветеранов восьмого квартала, является старшей по дому дома №22 на Строителей.