Найти тему

Как может сдуть самолет с полосы

5 утра. Звонок будильника. Лохматая рука шлепает телефон по морде, и взяв сонное тело за шиворот поднимает с кровати. Спал я часа два, так как ‘Chicago Approach, Diamond Eclipse 467DC requesting flight following to Gary International’, - эту фразу мозг репетировал с завидным упорством. Нет, чтобы к экзаменам он так готовился, засранец ленивый. Проверяю прогноз погоды, фактичскую погоду в аэропорту вылета и этом Gary International. Все отлично, идеальная партия. Залил в себя свежий эспрессо и бухнулся в автомобиль с заранее подготовленным рюкзаком с кучей авиационных вещичек «на всякий случай»: наушники, запасная рация, планшет, карты, ручки, камеры, бумага, мешки для буэ, вода, фонари белый и красный и еще несколько килограммов.

Автор - Виталий Поцелуев.
Автор - Виталий Поцелуев.

Сижу, жду пассажира. Нервно проверяю погоду, длину полосы, уведомления обо всем, что касается полета. Мысленно прогоняю чеклист по всем процедурам самолета. Появляется пассажир, отчаливаем. Полчаса по аэропорта болтаем о том, о сем, но строго про самолеты.

Офис-манегер забыл выложить ключи от самолета в специальную коробочку. Офис в 7 утра закрыт, разумеется. Пишу директору школы. Спустя десять минут мы выезжаем обратно домой, а еще через десять минут приходит смс от директора, что очень жаль и все такое, попробуй код от офисной двери такой-то. Полет не состоялся.

Весь день сижу злой, не спал же, репетировал. Со злости замочил кучу тварей в Doom.

Сижу, обед. Репетировал же. Не выдержал, звоню еще раз в школу и записываюсь на утро следущего дня. Также в 7 утра. Три раза спрашиваю что делать, если опять забудут ключи. Вечером мне еще раз перезванивают – еще раз требую ключи!

В эту ночь я спал целых 4 часа. Меня смущала одна штука. В природе есть такое понятие как сдвиг ветра, когда ветер реко меняет направление и скорость. Причем величины могут быть 180 градусов и 100 км в час в единицах скорости. То есть, говоря обывательским языком, самолет летит со штатной скоростью 100 км в час, а тут ветерок разворачивается и гасит скорость до нуля. Самолет остается без набегающего потока и превращается в камень. Или самолет идет на посадку, скорость низкая, самолет неустойчив, а тут ветер разворачивается и нежно пошлепывает тебя по попке, как малыша, а ты, как начинающий движение малыш, тут же смачно летишь в сторону земли. Вообщем это опасно.

Так вот, я нарисовал планчик опять в этот Гарри Интернейшенл (деревня на два инвалида по сути). Международным он называется лишь по причине, что может принимать средние самолеты да таможенники могут подъехать по заявке. К слову в аэропорт такого же деревенского пошиба и размера на днях Трамп на Первом Борту прилетал. Смотрю я погоду в Гарри, а там в прогнозе нарисовали этот сдвиг ветра на высоте 2000 футов. 2000 футов в районе Чикаго, это когда ты поднялся с полосы, только выдохнул и уже 2000. Я такого ни разу не встречал в свои скромные сотню часов, поэтому появились вопросы. Пошел смотреть аэропорт вылета – идеальная погода, штиль, ни барашка на небе. Так, боязно, не полечу туда. Меняю на другой аэропорт, подальше от озера – тоже сдвиг. Перебором нашел область на севере, где все спокойно. Успокоился, заснул.

5-30 утра подъем, проверяем погоду – прогноз не обновили. Фактическая погода при этом во всех аэропортах – штиль. Мозг начинает сомневаться в моей адекватности. Пассажир заболел. Машу на все рукой и сажусь в авто. На этот раз ключи на месте, самолет тоже. Рутинный осмотр, не тороплюсь, все медленно, так как 80 дней не летал на нем. По правилам школы нужно летать с перерывом не более 90 дней, иначе переаттестация, чтобы не забыл кнопки. Погладил пропеллер, пожелал нам хорошего полета. Проверяю прогноз – обновили… Теперь сдвиг ветра в аэропорту вылета, то есть прямо надо мной на той же высоте 2000 футов. Фактическая погода – штиль. Сижу, думаю. Принимаю решение, что нужно взлететь, вокруг аэропорта сделать круг и подняться на высоту 2000. Если будет абзац, то я тут же сяду вниз, так как аэропорт прямо подо мной. Разбегаюсь, взлетаю, потею. Самолет маленький, легкий, пассажира нет – все быстрее, легче, резвее. 1800, 1900, 2000. Ничего. Ладно, ползу дальше.. На 4000 начинается турбуленция, но нормальная, абсолютно некритичная. Ветер 50 км/час и встречный. Вижу как падает моя скорость, которую я так резво набрал при взлете. Ладно, пока все штатно, про ветер на верхних эшелонах я знал, зря, чтоль не спал.

Вид из окна самолета
Вид из окна самолета

На 6000 мгновенно все тихнет, ветер разворачивается и теперь становится 30 км в час против меня. Это мелочи, буду лететь чуть дольше. Поднялся на 7500, все приборы в норме, в эфире тихо. Начал расслабляться. Только тут обращаю внимание, что я взлетал без выпущенных закрылок… А на этом самолете нужно взлетать с ними. Так, первый гол в мои ворота.

Переключил радио на лежащие внизу аэропорты чтобы слушать переговоры, набираться опыта. Тишина. Так, неужели радио сдохло? Включаю погоду – бормочет, но очень неразборчиво. Значит не сдохло. Переключаюсь на аэропорт назначения и жду. В эфир врывается одинокий голос: «Есть тут кто? Проверка связи». Такой фразеологической оборот я слышу впервые, молчу. Спустя пять минут повтор. Ну раз он такой настойчивый, то отвечаю, что слышу отлично. Голос исчезает навсегда.

Подлетаю к аэропорту. Слышу в эфире, что мужик взлетает с полосы 05. Ага, значит она «рабочая», значит мне на нее садиться. Проверяю прогноз погоды, вроде ветер благоволит именно этой полосе. Значит идем на посадку на 05 полосу. Косо-криво захожу на посадку и только тут понимаю, что аэропорт подо мной уже, а не в 5 километрах, куда я целился. «Подержите мой телефон», - как говорит известный в США создатель Школы John King. Пытаюсь выровняться, но оказываюсь слишком высоко. Нет, рисковать мы не умеем, ухожу на второй круг и на всякий случай опять слушаю погоду. Ветер 280 градусов 10 узлов. «Подержите мой телефон». Ветер за 10 минут развернулся на 180 градусов и теперь мне нужно заходить на посадку с другой стороны полосы 05 – с полосы 23. Твой ж телефон налево. Делаю полицейский разворот, благо никого в воздухе нет. Захожу на посадку и мягенько сажу птичку. Съезжаю с полосы, доруливаю до начала, чтобы взлетать. Дальше в голове появляется вопрос. А почему мои наушники все это время молчат? У меня же крутые уши, крутой софт, который мне все подсказывает. Второй гол в мои ворота – я не включил Bluetooth в наушниках.

Поднялся, лечу домой. Ветер в попу 50 км в час. Самолет разогнался до критических 200 км в час. При такой скорости нельзя делать резких движений, иначе что-то может сломаться. Снижаю скорость. Включаю погоду в «домашнем» аэропорту. «Подержите мой телефон». Я час назад вылетал в условиях полного штиля. Сейчас ветер 20 км в час с порывами до 30-35 км в час. Я ни разу не садился в таких условиях. Это мой страх, который у меня появился при первом обучении, когда осенью были сильные ветра, а меня Билл заставлял летать. Но тогда цифры были меньше на 30%. Начинаю судорожно соображать что делать. Слушаю радио в соседних аэропортах – везде также.

Тут какой-то хмырь на английском уровня Поцелуева, то есть никаком, говорит, что он идет на посадку в моей домашний аэропорт. Так, потеем, наблюдаем, слушаем. У него такого же класса самолет. Сел успешно. Потом второй. Потом третий. Все проснулись и решили полетать.

Ладно, вспоминаю, чему меня учили. Это не сдвиг ветра, это порывы, которые могут быть, а могут не быть. Они не настолько опасны. Нужно садиться с повышенной скоростью, чтобы компенсировать порывы ветра. Вычисляю скорость посадки. Сильно издалека выхожу на глиссаду, выпускаю закрылки. Слишком рано, теперь я как пережравшая птица болтаюсь в небе и еле-еле двигаюсь в сторону полосы, а ветер настойчиво меня сдувает в сторону. Газу, летим. Вытираю мокрые руки о кожанное сидение, о джинсы – нужно думать впереди самолета. Пробегаюсь по чек-листу – сейчас ошибаться запрещено. Второй пробег. Тут меня встряхивает, я ударяюсь башкой о крышу (увы, маленький самолетик) и все проясняется. Чуть газу, еще закрылки. Внизу стоит русский и ждет меня. Я по голосу понял, что он русский. В самолете в смысле ждет. Еще удар, еще газу – отличная мотивация. Перед самой полосой самолет встряхивает и ветер исчезает. Я на повышенной скорости проношусь над местом посадки и идеально сажусь чуть дальше. Благо полоса длинная, тут же Первый Борт сел недавно, чего уж мне, карапузу.

Сруливаю, паркуюсь, открываю кокпит. Воздух. Я поборол свой страх, когда не был готов, не хотел, не мог. Жизнь заставила меня это сделать. Твердо решил вместе с инструктором отработать самые сложные ветра, чтобы забыть об этом. Еще одна маленькая победа над собой. Я дико устал, но доволен. Всю дорогу домой думал о полете, думал о покупке своего самолета, того самого, который я уже выбрал, с определенным салоном. О том, как мы семьей полетим в кругосветное путешествие. Я много думал.

До экзамена нужно еще 30 часов таких полетов…