Богопознание для человека это есть общение с Богом, которое для человека есть некая внутренняя потребность и естественная действительность. И как глаз нуждается в свете, так и для души человека естественная потребность это быть в общении с истинным светом вечности, ибо Сам Бог запечатлел в наших сердцах, что «Он Есмь», и из рода в род всегда являл, что «Я Есмь Бог Сущий». И было бы странным, если люди не имели бы никакого понятия о своем Творце, Который создал их исходя из Своей любви. Мы неспособны самостоятельно создавать наши созерцания и всегда жить независимо от Бога, ибо Он есть в самой сущности нашей жизни, и мы живем в Нем и Им. И поэтому люди, куда бы ни смотрели, все равно должны были бы помнить своего Творца, ибо внутренний наш мир и внешний всегда напоминают нам о Нем, поэтому и наши познания о Боге мы можем черпать из внутреннего и внешнего мира следующим образом, о чем и говорит Св. Григорий Татеваци:
1. знанием разума,
2. слушанием уха,
3. видением ока.
О первом можно сказать, что Истинный Бог познается по причине, по началу и по единице. Мы знаем, что все причинные требуют для себя причину, которая должна быть беспричинной, что и есть Сам Бог. Например, когда видим дым, который есть последствие причины, тем самым узнаем, что где, то есть огонь, или же когда видим строение, то узнаем и строителя. Знаем так же, что всякий предмет не может сам по себе иметь начала, и поэтому надо, чтобы все эти предметы имели бы начало. Итак, если это начало безначально, то нашли, что искали – это и есть Бог. Далее, из единицы состоит множество, как линия из точки, множество цифр из единицы и т.д. Если сама единица составная, то она уже не есть один, а если не составная, то уже нет и множества, а только один, один… Итак, если есть много множеств, то есть и много единиц. Поэтому надо, чтобы была такая единица, которая была бы единицей для всех множеств и единиц – и это есть Сам Бог.
О втором же можно сказать, что оно утверждается, когда Сам Бог говорит о Себе: «Я первый, и Я последний»(Ис.44:6), или когда некто другой говорит о Боге: «Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть»(Евр. 11:6). Далее это проявляется, когда Сам Бог говорит о другом: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»(Исх.20:3), а также когда некто говорит о другом: «делаемые руками человеческими не суть боги»(Деян.19:26).
А вот, как видением ока можно познать Бога, мы видим из следующих слов Св. Татеваци, который говорит что как на небесах есть три видимые вещи, так и на земле есть три вещи, посредством которых и узнаем, что есть Творец всего сущего. На небесах мы видим следующее:
1. распростертый небесный свод;
2. красоту этого свода;
3. и постоянное движение светил.
А на земле:
1. твердь и течение вод;
2. изменения царей, богатых и бедных;
3. преображение воздуха и растений.
Об этом говорит и псалмопевец: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).
Говоря другими словами, наши внешние чувства являются лишь посредниками, чтобы получать внешние возбудители, но чтобы эти возбудители были бы досягаемы надо еще и иметь внутреннее видение, слышание и чувственность души. Глазами мы получаем возбудители предметов, а видением души познаем их. Глазами получаем впечатления дел Божьих, а видением души понимаем и видим могущество Творца, а вот слышанием души слышим откровения Божии. Всякую истину понимает тот, кто имеет чистоту души, и эта чистота тем более необходима для постижения Божественных и духовных истин. Это можем увидеть на следующих примерах. Слепой не видит солнца, и не может сказать, что нет света, но и мы не можем на опыте доказать ему о существовании света. Так же не можем доказать дальтонику о существовании цвета, который он не видит. Ибо чтобы видеть внешний свет и цвет необходимо иметь здорового посредника, что есть глаз.
А чтобы видеть и познавать божественный свет необходимо содержать в чистоте внутреннее видение. Или как, например, в испорченном зеркале не возможно увидеть свое изображение, так и душа загрязненная грехами не может отразить в себе непостижимый образ Божий. А нести в себе этот образ означает быть истинным человеком. И поскольку истинное достоинство человека в духовной высоте, то для него нет ничего высшего, чем быть похожим на Бога и быть вместе с Ним! Но человек по своей воле может подействовать на свои душу, разум и чувства так, что может их лишить того высшего общения, посредством которого (общения) и может называться человеком. Ибо истинное общение с Богом требует от нас быть совершенным как Отец (Матф.5:48), и из степени этого совершенства исходят всякое развитие и истинное просвещение, так и от лишения этого истинного общения происходит несовершенство, которое и отрицает существование Бога.
Но насколько это несовершенство, т.е. греховное состояние и отрицало существование Бога, но не могло отрицать само понятие о Боге, которое хотя было и туманным, несовершенным, но все же было в среде заблудшего язычества, которое вместо Творца покланялось твари, о чем и говорит Апостол Павел: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь»(Рим.1:19-21,25). А поскольку стремления человеческого познания сосредоточены только лишь во внутреннем человеке и во внешнем мире, то человек (в лице языческих философов), ища ответы на многие вопросы, дает ход своему развитию и познанию. И, в конце концов, посредством естественного и нравственного мышления приходит лишь только к одному выводу, что есть Бог, Творец всего сущего, Который все же остался для них «неведомым Богом». Этому «неведомому Богу», наравне с множеством богов, и покланялись в языческом мире по мере своего развития, что и видим со слов апостола Павла: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел вес род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас. Ибо мы Им живем и движемся и существуем…»(Деян.17:22-28). И вот мы видим, что Бог никогда не попускал, чтобы Его творение оставалось бы в неведении о своем Творце, а всегда свидетельствовал о Себе, о чем и говорит апостол Павел: «И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море и все, что в них; Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца ваши»(Деян.14:15-17). Итак, несмотря на то, что все эти свидетельства и откровения Бога везде расстилали свет, все же заблудшие знание и воля человечества искажали лучи этого света. Но насколько эти лучи были искажены, все-таки следы истинного света не остались незамеченными. Чувство и стремление к доброму, желание и потребность иметь общение с Богом, мы видим во всех языческих религиях и народах, о чем и говорит апостол Павел: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую»(Рим.2:14,15).
Исходя из всего выше сказанного отметим, что история развития религий показывает, что оно имело положительное и отрицательное течение. Положительное течение мы видим там, где общение между Богом и человеком стало сущностью народа, что и сделало этот народ избранным. И этот народ был еврейский народ, который стремился к совершенству, имея сознание греха и особые откровения Божие. Между тем мы видим, что народы, которые оставили истинное общение с Богом и отклонились от особых откровений Божиих, пошли по отрицательному течению. Они, ища, покой и мир в мирских наслаждениях и радостях, а так же ответы на многие вопросы, пришли или к отрицанию существования Бога: «сказал безумец в сердце своем: Нет Бога»(Псал.13:1). Или же начали почитать за богов «правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила»(Премудр.13:2). И по этому пути языческий мир должен был идти до тех пор, пока не дошел бы к отрицательному совершенствованию, последствия которого – отчаяние в том на что надеялись. И поэтому, в конце концов, языческий мир должен был прийти к Христу, чтобы примириться с Богом и обрести покой (см. 2Кор.5:18,19).
И как мы увидели, что понятие о Самом Боге и Его имя есть и было во всем человечестве (и не только в среде самих христиан), но все же истинное БОГОПОЗНАНИЕ есть только в христианстве, ибо кто знает Иисуса Христа, тот будет знать и Отца, о чем и говорит Сам Иисус Христос: «если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего»(Иоан.8:19).