Найти в Дзене
История и культура Евразии

Кто был первым монголом?

Оглавление

Вернее конечно было бы спросить - кто была первая монголка, так как наследственный генотип передается через женщину. Но мы живем в патриархальном обществе, где приоритет отдается мужской стороне.

Хотя в кочевой среде женщины были более раскрепощены и имели куда больше свобод, чем например в китайском обществе.

Так, у древнемонгольского племени дунху и их преемников – ухуаней, живших в I-м тысячелетии до н. э. на территории Восточной Монголии были необычные для своего времени гуманные обычаи и законы. «...Женщина пользовалась уважением: ее нельзя было ударить, девушка выходила замуж по любви» - монография Д.Шарманджиева СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК У ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ ПЛЕМЕН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Как бы там не было, но все-таки официально первым монголом считается вождь сяньбийцев - Таньшихуай.

Картина иллюстративная
Картина иллюстративная

Он жил в 141-181 годах нашей эры и был первым правителем сяньби, который окончательно освободил их из под власти Хунну.

Сяньби в течение нескольких веков были под Хунну и практически стали с ними одним народом. И именно Таньшихуай смог разорвать этот круг и сформировать новый народ, который стал предтечей монголов.

Поэтому происхождение Таньшихуая в монгольской фольклористики как всегда в таких случаях восходит к Небу.

Вот как описывает эту легенду Н.Я.Бичурин:

Иаки́нф (29 августа (9 сентября) 1777 — 11 (23) мая 1853) — архимандрит Русской православной церкви (в 1802—1823 годах); востоковед и путешественник, знаток китайского языка, один из основоположников российской синологии, первый китаевед, получивший общеевропейскую известность.
Иаки́нф (29 августа (9 сентября) 1777 — 11 (23) мая 1853) — архимандрит Русской православной церкви (в 1802—1823 годах); востоковед и путешественник, знаток китайского языка, один из основоположников российской синологии, первый китаевед, получивший общеевропейскую известность.
В 147-167 годах у сяньбийцев явился Таншихай. Отец его Тулухэу прежде три года служил в войске хуннов. В это время жена его дома родила сына. Тулухэу по возвращении изумился и хотел убить его. Жена сказала ему, что однажды днем, идучи по дороге, услышала громовой удар, взглянула на небо, и в этот промежуток упала ей в рот градинка. Она проглотила градинку и вскоре потом почувствовала беременность, а в десятый месяц родила сына. Надобно ожидать чего-то необыкновенного, и лучше дать ему подрасти. Тулухэу не послушал ее и бросил, но жена тайно приказала домашним воспитывать сие дитя, и дать ему имя Таншихай - Гумилев Л.Н. Хунну. – СПб, 1993. – с.157

Таким образом, сяньбийцы, а затем и монголы хотели показать, что они не являются идентичными Хунну. То есть они совершенно другой народ. Правда сейчас некоторые монгольские историки возводят монгол к Хунну, но все таки это противоречит официальной монгольской историографии.

Образ Таншихуая полулегендарен и малоисторичен. Связано это с тем, что после смерти сыновей Ташьшихуая сяньби надолго ушли в тень. Каких-либо сведений об их дальнейших делах не сохранилось.

Но Таньшихуай стал своеобразным символом зарождающейся монгольской нации. В последующем именно на идеал человека в его образе, будут ориентироваться все последующие вожди монгол.

Даже сюжеты с Таньшихуаем, связанные с возвратом угнанного табуна лошадей и призывом отца сломать все стрелы разом будут перекликаться с последующими жизнеописаниями Чингис-хана (который в детстве также отбил семейный табун лошадей) и с булгарским вождем Кубратом, пытавшимся объяснить сыновьям необходимость быть вместе.

-3

Образ Таньшихуя останется в мифологии монгол как образец верности семейно-родовым узам.

Система воспитания у тогонцев была направлена на сплочение семейно-родственных групп, соблюдение жесткой дисциплины, беспрекословное подчинение старшему родственнику или военному вождю - Дарваев П.А. Краткое введение в сравнительную монголистику. – Элиста.,1988. – 88 с.

Таким образом, Таньшихуай по праву может считаться первым монголом, как основатель независимого сяньбийского государства, которое просуществовало до 235 года. После его распада сяньби потерялись в истории, но не исчезли. Их политическая активность продолжилась в их потомках Табгачах, которые основали империю Тан.

-4