Пожалуй, автомобиль на сегодняшний день - самый удобный и выгодный способ передвижения за границей. Если, как и я, не любите сидеть на месте, то без прокатной машины вам не обойтись.
Сегодня расскажу о своем опыте аренды авто в разных уголках Испании, но начнем с практической информации. Можете ее пропустить, если уже знакомы с темой.
Забронировать и получить машину очень просто!
Самое сложное - определиться с компанией-прокатчиком. Но об этом чуть позже.
Чтобы посмотреть цены и забронировать авто, укажите на сайте прокатчика нужные даты и город, фильтрами выберите важные для вас параметры (например, класс машины или тип КПП). В результатах поиска увидите несколько вариантов авто и тарифов на выбор. Как правило, бронируется не конкретная модель, а категория (какие модели входят в каждую категорию - обычно указано на сайте), но есть возможность за дополнительную плату зафиксировать и модель, если это действительно важно для вас. На практике вы всегда можете попросить конкретную модель при получении, и сотрудники обычно идут навстречу, если в этот момент такая машина есть в наличии.
Тарифы и топливная политика.
После выбора категории автомобиля вам предложат выбрать тариф. Как правило, предлагают 3 типа тарифов: Full-Full, Empty-Empty и Flex Fuel. В чем разница? При тарифе Full-Full вы получаете авто с полным баком и возвращаете также с полным. Empty-Empty - аналогично, только с пустым. Flex Fuel - любые вариации между первыми двумя тарифами.
Full-Full - самый удачный тариф, на мой взгляд: это удобно - вам не нужно срочно искать заправку после выезда из пункта получения, - и выгодно, т.к. вы самостоятельно выбираете, на какой АЗС и по какой цене заправиться. Но будьте внимательны: если берете машину по тарифу Full-Full и возвращаете не с полным баком, вам придется оплатить стоимость недостающего топлива и комиссию за заправку. Я обычно заливаю полный бак за 5-15 км до пункта возврата.
В тарифе Flex Fuel затраты на заправку берет на себя прокатчик, при этом стоимость бака фиксирована и может не совпадать с текущими ценами топлива на АЗС. Дополнительно прокатчик возьмет комиссию за услугу заправки. Не выгодно, с какой стороны ни посмотри.
Empty-Empty - самый неудобный тариф, многие прокатчики его даже не используют. Во-первых, получаешь машину с пустым баком. На сколько километров хватит топлива - не понятно, и это всегда лотерея. Начинаешь судорожно искать первую попавшуюся заправку, и не факт, что она не будет супер-дорогая. Поездка уже начинается на нервах. Когда возвращаешь машину, нужно максимально точно рассчитать, сколько литров залить в бак при заправке, чтобы не подарить кому-то лишние денежки литры. И тут начинается... вроде идеально все рассчитал, залил 13,5 литров, попал в пробку - увеличился расход топлива - снова ищешь заправку. Как дурак, заправляешь 5 литров - и снова пробка😂В общем, берегите свои нервы и время))
Страховка.
Я всегда рекомендую брать полную страховку, даже если на 200% уверены в себе и своем опыте вождения, и вот почему: европейцы не сильно парятся, если при парковке заденут чужой бампер - на это никто даже не обратит внимания. Паркуются часто впритык, чтобы сэкономить место, могут даже "подтолкнуть" соседнюю машину, если мешает. Подумайте 10 раз, нужны ли вам такие приключения на отдыхе и хотите ли вы потратить драгоценное время на сбор бумажек и разборки с полицейскими в чужой стране. А полная страховка обычно включает еще и помощь на дороге - это приятный бонус, хотя лично мне ни разу не доводилось им воспользоваться.
На что обратить внимание при получении машины.
- Всегда проверяйте, чтобы условия договора, который вы подписываете, совпадали с теми, на которых вы бронировали и готовы взять машину в аренду. Если что-то не устраивает или не понятно - не стесняйтесь спросить сотрудника.
- Всегда осматривайте машину при получении. Проверьте, исправна ли она технически (насколько сможете проверить: тормозная система, зажигание, колеса и т.д.), и осмотрите кузов на предмет повреждений. Если что-то не устраивает или вызывает сомнения - просите поменять машину или зафиксировать в акте (если речь идет о незначительных повреждениях). Обычно прокатчики не отказывают в замене, если есть свободные машины.
- Всегда проверяйте, в какой пункт заказываете ключи, и условия его работы (об этом подробнее чуть позже).
Нужны ли международные права в Испании?
Под международными правами обычно понимают бумажную книжечку, которую можно получить в ГИБДД в дополнение к своему стандартному ВУ за дополнительную плату.
Такая книжечка вам понадобится, если вы получали ВУ до 2009 года (теоретически, вы должны были уже поменять его на новое). Если же вы приехали в Испанию по туристической визе, и у вас ВУ нового образца (после 2009 года), то вы совершенно законно можете использовать его для аренды авто и передвижения по территории Испании.
Однажды я попыталась взять машину в аренду по международным правам (книжечке), так вот у меня их не приняли. Скажу больше, сотрудники проката даже не поняли, что это такое и зачем я даю им этот документ. Попросили стандартное ВУ (карточку). Так что не слушайте тех, кто настаивает, что в Испании российское ВУ недействительно - оно полностью соответствует требованиям Венской конвенции 1968 года и дает вам право ездить на территории стран-участниц без дополнительных подтверждающих это право документов.
Агрегаторы.
В первую очередь, не рекомендую использовать агрегаторы. Да, это обычно удобно - предложения всех крупных прокатчиков собраны в одном месте, и часто можно получить небольшую скидку по промокодам - но на этом преимущества заканчиваются. Как правило, цены выше, а условия страхования очень невыгодные. Указанные в поиске тарифы будут подразумевать залог, который заморозят у вас на карте или попросят оставить наличными (обычно около 1000 евро, в зависимости от класса машины) и минимальную страховку с франшизой в размере залога. Вы можете добавить полную страховку к любому тарифу за дополнительную стоимость (у агрегаторов это обычно стоит очень дорого), но имейте в виду, что 1) залог вы все равно оставляете; 2) при наступлении страхового случая вам придется самостоятельно выплатить прокатчику стоимость причиненного ущерба в рамках франшизы (по сути вам просто не вернут залог), затем подать документы агрегатору для последующей компенсации. Это совершенно точно будет стоить вам потери денег (хотя бы на срок рассмотрения заявок, а также за счет колебаний курса), кучи времени и нервов. Если же вы берете полную страховку напрямую у прокатчика, то вы не оставляете залог и, как правило, вашу машину даже никто не осматривает при возврате, т.к. она полностью застрахована, и в случае чего - вопросы будут решаться напрямую со страховой, а не с вами.
Парковка.
Чтобы не платить штрафы и не испортить себе отпуск поиском эвакуированной машины, лучше заранее выучить правила парковки - они предельно просты и понятны.
- Голубая или синяя разметка - платная парковка (обычно рядом есть соответствующий знак и паркомат). Оплачивать парковку нужно сразу, максимальное время за один раз - 2 часа. После оплаты положите талон под стекло. В выходные и праздничные дни такая парковка часто бывает бесплатной, но это лучше уточнять на месте.
- Платные подземные парковки есть почти во всех городах. Ищите соответствующие знаки и указатели на улицах. Тарификация на таких парковках обычно поминутная, оплата по факту (перед выездом).
- Желтая разметка - парковка запрещена. Диагональные желтые линии - зоны разгрузки (не более 30 минут).
- Зеленая и оранжевая разметка - парковка только для лиц со специальными разрешениями (например, для жителей близлежащих домов или лиц с ограниченными возможностями - нужно смотреть на знаки и информационные таблички поблизости). Во избежание недоразумений, я бы не рекомендовала парковаться на такой разметке.
- Белая разметка или отсутствие какой-либо разметки - бесплатная парковка (если знаки не говорят об обратном).
Мой опыт и отзывы о прокатчиках.
Майорка.
Здесь я впервые познакомилась с компанией Goldcar и сразу же влюбилась в нее)) До этого у меня уже был опыт аренды авто в Avis, и я поняла, что снова обращаться в крупную международную компанию - не вариант. Во-первых, цены выше в 1,5-2 раза, чем у локальных. Во-вторых, они замораживают на карте огромную сумму залога в валюте, которая возвращается к вам спустя 2 недели после окончания аренды уже по другому курсу. Условия страхования - всегда с франшизой и залогом. Полная страховка или отсутствует, или стоит космических денег.
Goldcar - испанская компания, хоть и работает почти по всему Евросоюзу. В первую очередь, меня привлекли у них гибкие тарифы и собственный автопарк новеньких машинок. По каждой категории автомобиля у вас есть выбор из трех тарифов от минимального до "все включено". Часто действуют акции, по которым вы можете либо получить скидку на аренду, либо приятный бонус (например, бесплатный второй водитель или GPS-навигатор). Есть бонусная система, по которой можно копить баллы за аренду и использовать их для оплаты следующих бронирований.
На Майорке мне дали новенький Ford Focus. Сразу скажу, конкретно для этого острова - не лучший выбор. Машина достаточно слабенькая, а на Майорке много горных серпантинов, в которые вы рискуете просто не заехать. У меня была ситуация, когда пришлось попросить пассажира выйти, чтобы Focus смог подняться в горку))
В целом, я очень рекомендую взять машину на Майорке и путешествовать не только по туристическим маршрутам. Попробуйте хотя бы объехать остров по периметру - там такая красота!!! 😍 Обязательно съездить в горы через перевал - вы никогда этого не забудете!
Андалусия.
Здесь мы тоже решили воспользоваться услугами уже горячо любимого Goldcar. Но хочу сразу предостеречь: не повторяйте наших ошибок)) Мы приехали в Малагу на поезде, а машину решили взять только через пару дней в аэропорту. Давно хотели попробовать сервис Key'n'Go, который позволяет без очередей и участия сотрудника получить ключи в специальном шкафчике. В аэропорту Малаги эта услуга по акции оказалась бесплатной - грех не воспользоваться)) В письме нам пришла инструкция, как добраться до заветного ящичка с ключами, который находился внутри аэропорта, в отличие от основного пункта проката Goldcar на парковке. Мы несколько раз обошли по кругу весь аэропорт, замучили вопросами всех сотрудников и в итоге, потеряв огромное количество времени и сил, поняли, что шкафчик находится внутри зоны прилета, в которую снаружи можно попасть, только с посадочным талоном. В общем, пошли мы в обычный пункт проката Goldcar, что на парковке аэропорта, объяснили ситуацию, и нам быстренько и без доплат выдали ключи от другой свободной машины, которая оказалась классом выше, чем бронировали. Приятно😊
Всегда проверяйте заранее, в какой пункт выдачи заказываете ключи от машины, и сможете ли беспрепятственно туда попасть.
Здесь нам достался новенький Citroen C4 Cactus - внутри простенькая, но хорошая машинка, ни разу не подвела нас ни в горах, ни на трассе. На ней же мы съездили в соседний Гибралтар - никаких проблем с арендованной машиной не возникло, только проверили документы на границе (заняло 3 минуты).
Ибица.
На Ибице в Goldcar не было машин с АКПП на нужные нам даты, поэтому пришлось искать что-то новенькое. Выбирала по соотношению цены, качества машин в автопарке и размеру компании (у совсем мелких брать не хотелось). Остановились на "OK rent a car".
И здесь у меня не самый приятный опыт. Но, возможно, мне просто не повезло. Имейте в виду, что офис прокатчика находится не в самом аэропорту, а в нескольких километрах от него. Пешком точно не добраться, но от аэропорта ходит шаттл. Опустим, как долго мы искали этот офис в аэропорту, а потом место остановки шаттла. В офисе, несмотря на то, что вы бронируете авто на конкретное время, вам нужно взять талончик электронной очереди. Приехали за 15 минут до назначенного времени с полной уверенностью, что сейчас быстренько получим машинку и поедем кататься. Не тут-то было)) Волосы начали вставать дыбом, когда на талончике мы увидели "перед вами 46 человек". Была возможность доплатить определенную (немаленькую) сумму за ускоренное оформление, и мы уже были готовы это сделать, когда поняли, что из таких "счастливчиков" уже тоже собралась очередь порядка 20 человек. Это были просто кошмарные 3 часа ожидания очереди. Если бы я не оплатила бронь заранее, мы бы просто развернулись и ушли к конкурентам, пусть даже чуть дороже (многие так и делали, иначе сидели бы мы в этой адской очереди до скончания века). Ни о каких комфортных условиях ожидания речь не шла. Всей толпой ютились где придется, кто-то провел все 3 часа стоя на жаре, кто-то - сидя на чемоданах или на полу. День отпуска был потерян, и мое терпение подошло к концу, когда наш номер наконец высветился на табло. Нас ждал следующий сюрприз: машину, которую мы забронировали, уже отдали другим, поскольку "мы не пришли вовремя!!!"🤬Представляете мои эмоции?))) К счастью, девушка-оператор быстро поняла, что сейчас я взорвусь, и выдала нам Fiat 500 Cabrio вместо забронированного Renault Clio. Машинка поменьше, но мощнее, и категория выше из-за открывающейся крыши. Когда мы остыли и отдохнули, стало понятно, что все к лучшему - Fiat нам очень понравился! Но второй раз в OK я машину брать не стану, по крайней мере на Ибице - точно. Возможно, в других местах процесс выдачи у них организован более цивилизованно.
Тенерифе.
Долго выбирала, в какой компании арендовать машину на Канарах. На островах очень развит сервис проката авто, много небольших местных компаний, а вот международных почти нет.
Разрывалась между Cicar и AutoReisen. У первых такие крутые машинки, есть даже кабриолеты по приемлемым ценам, а у вторых - удобнее бронирование и в целом понятнее схема работы. В итоге, пока я думала, почти у всех прокатчиков разобрали бюджетные варианты (а у Cicar вообще ничего не осталось), и выбор Вселенная сделала за меня)) Надо сказать, прекрасный выбор! Нам достался Citroen C-Elysee с пробегом 341 км! И это был бы идеальный вариант для Тенерифе, если бы не одно "но". Машина прекрасно справлялась с серпантинами, туманом, мокрой дорогой и другими прелестями изменчивой погоды на острове. Но все же это седан, хоть и небольшой. Если вы планируете ездить в популярные туристические места или у вас нет выделенного парковочного места рядом с жильем, берите самую маленькую машинку, какую только найдете, иначе мучения с парковкой вам обеспечены.
Есть один нюанс при бронировании авто на Канарах, о котором многие забывают и попадают в неприятные ситуации: если вы собираетесь путешествовать на машине на другие острова, обязательно уточните у прокатчика о такой возможности. Некоторые разрешают это делать без ограничений (но с предупреждением), у кого-то на других островах не будет действовать страховка, а кто-то категорически запрещает выезд с острова и штрафует за это.
И еще одно преимущество в копилку AutoReisen. На Тенерифе мы брали машину в Южном аэропорту, а возвращали в Северном, и это не стоило нам ни одного лишнего евро. Обычно возврат в другом месте увеличивает стоимость аренды, но не в этом случае)) Я очень довольна и, вероятно, возьму у них машину на Канарах и в следующий раз.
И напоследок: обязательно регистрируйтесь в клубах (программах лояльности) прокатчиков перед бронированием: почти все дарят членам клуба приветственный промокод, который можно сразу же использовать при бронировании. И следите за акциями на официальных сайтах: всегда найдете действующий промокод на скидку или подарочную опцию.
А какими прокатчиками вы пользуетесь в Испании? Расскажите о своем опыте!
Подписывайтесь, будет интересно и полезно! ;)