Введение.
В глухих топях Краснодарского моря находится место, которое будоражит сознание. Некая забытая советская Атлантида, к которой мало кто приходит. Это заброшенный водосброс Тщикского водохранилища. Вы уже пытаетесь найти в Гугле что это? Я вам расскажу.
История.
Строительство Тщикского водохранилища началось в начале 40-х годов и было образовано заградительными валами длиной в 32 км. При строительстве было привлечено 64000 человек (в основном колхозники Краснодарского края). Новое водохранилище имело большое значение. Помимо использования в сельском хозяйстве (обеспечение водой рисовых оросительных систем в крае), его активно использовали по время Великой отечественной Войны.
В 1975 году вступило в эксплуатацию Краснодарское водохранилище (Кубанское море) и полностью поглотило Тщикское. Надобность в дамбе пропала и она стала разрушаться и забываться.
Дорожные записки с места посещения.
«18 марта 2018 года. В глухих топях Краснодарского моря находится место, которое будоражило мое сознание пару лет. Почему будоражило? Потому что совсем недавно нам удалось до него добраться. Все мероприятие чуть было не оказалось под угрозой срыва из-за моей недальновидности. Поехать весной в места, которые затапливаются, - не лучшая моя идея. Пройти до водосброса можно по остаткам дамбы. На спутниковых картах видно, что в одном месте дамбу прорвало метров на 20. Еще вечером перед походом, я разглядывал эту мелочь на карте, которая могла стать совсем не мелочью на месте. Помню, что ночью я даже вскочил и начал искать ближайший магазин, где можно купить сапоги. Хотя внутри голос говорил мне, что они не помогут. Это такое состояние упорства. Ты уверен, что не получится, но идешь до конца и будь, что будет. Сапоги утром мы все-таки купили.
Мы выехали на ухабистую дорогу, объезжая немногочисленные лужи. Уверенности внутри меня прибавилось, особенно когда я сверял проезжающие местности на спутниковых снимках и в действительности. Чем ближе мы подъезжали к дамбе, тем более уверенным я становился. Я даже не ожидал, что все окажется так просто. Предполагалось, что мы будем идти километров 7, утопая в грязи и вытаскивая друг друга за руки из засасывающих болот. А что имеем по факту? Всего 2,5 километра пешего хода по достаточно неплохой дороге. Я уже не раз обжигался на том, что заранее праздновал победу, хотя еще не достиг конечной цели. В этот раз я постарался приглушить эмоции, которые готовы были вырваться наружу. Все-таки в голове отчетливо стоял снимок размытой дамбы со спутника.
Мы переобулись в сапоги и начали наш путь. Дорога начала ухудшаться, но на прострел было видно, что по ней можно идти. В один прекрасный момент дорога закончилась. Перед нами были настоящие краснодарские джунгли с лианами и тростником. Слева была вода, справа была тоже вода. Мы находились на узком перешейке между стихией. Оставалось пройти 1,5 километра до Тщикского водосброса. До разрушенной дамбы же оставалось около 400 метров. Деревья не хотели нас пускать дальше, становилось идти все тяжелее и тяжелее. Лианы сплетали руки и тело. Но стремление было сильнее противодействий растений. Впереди виднелись просветы. И вот мы вышли на открытую местность. Буквально через 10 метров должна была быть разрушенная дамба. Я должен был первым увидеть и понять, что сегодня не тот день. И вот я вижу, что другой берег начинается в 20 метрах передо мной. Я сорвал ближайшую ветку длиной метра в 2 и опустил в воду. Она ушла полностью. Но сдаваться было нельзя. Теперь можно было раскрывать все карты, нужно было искать запасной вариант. Где-то на другом конце озера проплыла моторная лодка. Этот вариант был вполне реален, но у нас не было с собой наличных денег. Чтобы хоть как-то притупить это неприятное чувство, мы подняли дрон и долетели до дамбы. Вот же она! Так близко и так недостижимо! Нельзя было больше терять времени.
В итоге решаем ехать и покупать надувной двухместный матрас и весла, чтобы переплыть злополучные 20 метров. По дороге пробуем договориться с охотниками, которые в огромных количествах расставлялись на берегу. Но у всех завтра важный день – день начала охоты, поэтому на наши просьбы кто-то усмехается, кто-то категорически отвечает «Нет!». Вот уже и наша машина. Прыгаем в нее и едем обратно. Мы решили, что будем объезжать все стоянки охотников, которые будут попадаться нам по пути. Мы остановились около третьей стоянки, где было большое количество народа. Молодежь скептически отнеслась к нашей просьба, и только один дедушка сказал: «Ну что ж, ребята, поехали! Только я не знаю как вы обратно приедете». Эта секундная доля юмора вызвала во мне спокойствие. Какая-то волна добра накрыла меня. Волна, которая исходила от этого человека. Нам предстояло совершить путь на самодельной лодке, которая никак не хотела заводиться, но в этот момент я был спокоен. Я знал, что все будет хорошо. Как же это было просто, когда ты берешь и причаливаешь к другому берегу, который час назад сверлил взглядом. Мы спросили: «Вы же вернетесь за нами?» На что дедушка ответил: «Я постараюсь!». Разбираться в его юморе не было времени.
Договорившись встретиться через 1,5 часа, мы снова углубились в джунгли. Спустя 5 минут шатания и пробивания сквозь тернии, я заметил справа дорогу. Размытую, грязную, но все-таки дорогу. Без лиан и больших тростников. По ней можно было идти, а не прорываться. Этот километр был весьма быстр и вот уже вдали виднеется она. Цель. Цель, которая почти ускользнула. Цель, которая придаст мне сил.
Радость сменилась спокойствием. Запас времени был большой, и мы начали проникаться уникальностью места, про которое забыли. Про место, которое оказалось спрятано и которое мы должны показать миру.
Я словно ребенок, получивший игрушку, о которой давно мечтал, бегал вокруг и радовался жизни. Это были крутые ощущения. К сожалению, люди еще не придумали такого устройства, чтобы можно было сохранять ощущения. Как с фотографиями. Поэтому я старался запомнить эти впечатления и доставать их в необходимые моменты в будущем.
Но пришло время возвращаться. Мы сделали здесь все, что было можно. Последний взгляд на это место. Не верю, что вернусь сюда снова. Все-таки впереди слишком много целей и планов, до которых надо еще придумать как добраться, но какая-то часть меня осталась здесь. Вот так и разбрасываю себя по всему миру.
Дедушка все-таки приплыл и отвез нас обратно с этого необитаемого острова счастья.»