Посещая Великобританию, невозможно пропустить музеи Гринвича, особенно парусный клипер «Катти Сарк». В первое посещение Лондона мне не удалось побывать, но спустя несколько лет я снова бывала в Лондоне. И каждый раз заезжала в Гринвич, - парусные суда меня просто очаровывают. На данный момент это единственный сохранившийся чайный клипер.
«Катти Сарк» построили на шотландской верфи и спустили на воду в Думбартоне в 1869 году. Свое необычное название «Cutty Sark» произошло из-за стихотворения Роберта Бернса под названием «Тэм О'Шантер», символизируя скорость и маневренность. Клипер «Катти Сарк» был шедевром, вершиной дизайна парусных кораблей того времени. Композитный корпус из дерева и металлического сплава с медью был очень прочным. Три мачты могли удерживать паруса, разгоняя корабль до 17 узлов. В 1870-е годы клипер заработал репутацию одного из самых быстрых кораблей в мире.
Именно скорость клипера приносила хорошую прибыль владельцам: «Катти Сарк» доставляла из Китая новый урожай чая, который был невероятно модным среди чайных заведений и салонов викторианской Британии. Первая партия чая нового урожая была очень востребована, и поэтому продавалась по самой высокой цене. Товар, который перевозился рейсами в Китай, не очень разглашали тогда, - сообщали, что товары повседневного спроса, как сообщалось официально.
Ежегодно проводилась чайная гонка в викторианскую эпоху, о движении кораблей сообщали по телеграфу, за ними можно было следить в газетах. На исход таких гонок делались огромные ставки. Катти Сарк никогда не приходила к финишу первой, но все же оставалась одной из самых быстрых.
В 1872 году она участвовала в одной из самых известных чайных гонок всех времен - против Фермопил. Два корабля шли нога в ногу, пока у «Катти Сарк» не потерялся руль в бурном море в Индийском океане. Из-за ремонта гонка была проиграна. Хотя было мнение, что они выходили из разных портов, и из-за этого случился проигрыш.
К концу 1870-х годов «Катти Сарк» вытеснили из торговли чаем. Открытие Суэцкого канала стало основной причиной, куда не пускали парусные суда, и они проигрывали в скорости пароходам, обходя Африку.
В 1880 году клипер отправился в Японию доставить уголь для американского Тихоокеанского флота. Но случилась трагическая драка между членами экипажа – погиб член экипажа, а потом и капитан ушел в море. Эти темные события дали «Катти Сарк» новую репутацию среди моряков как «адский корабль» и проклятое судно.
Смена владельца, перевозка шерсти по опасному пути в Австралию снова дало преимущества клиперу по сравнению с пароходами на десять лет. На этой арене «Катти Сарк» снова преуспел, установив рекорды скорости между Лондоном, Мельбурном и Сиднеем.
После расцвета «Катти Сарк» была продана португальской компании, которая переименовала ее в Феррейру. Корабль 25 лет перевозил грузы между Португалией, Африкой и Америкой, и ему удалось избежать немецких подводных лодок во время Первой мировой войны.
Только в 1920-м году клипер вернул свое прежнее название, когда английский капитан Дауман перекупил и восстановил его. До Второй мировой войны «Катти Сарк» использовали как учебный корабль для курсантов британского флота.
В школьные годы увлекалась произведениями И. Ефремова, рассказ о «Катти Сарк» запомнился хорошо, тогда еще мечтала его увидеть. Видимо, это произведение тоже сыграло определенную роль в создании в 1951 году поклонниками Общества «Катти Сарк». При поддержке общественности и покровителя Общества, герцога Эдинбургского, были собраны средства на ее спасение. В 1954 году клипер поместили в сухой док в Гринвиче, где служил уникальным образцом дизайна корабля и символом морского наследия Великобритании, памятником Торговому флоту и его потерям в двух мировых войнах.
В 2007 году была начата комплексная реставрация и консервация корабля, а в мае случился пожар и часть деревянных конструкций была утеряна безвозвратно. Но большая часть все же вывезена была для реставрации и сохранилась.
Тем не менее в 2012 году «Cutty Sark» был вновь открыт для посетителей. Клипер подняли на три метра, чтобы можно было посмотреть днище, - до ватерлинии было построено стеклянное окружение.
И вот после реставрации смогла побывать на корабле, посмотреть его, обновленный, сделать интересные фотографии, которые выложу в своем видеоролике позже. Для туристов, особенно для детей, на корабле проводят развлекательные программы, лекции, экскурсии.
Если статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного…