ПРОЛОГ
Маша, молодая женщина, инвалид-колясочник забеременела. Но радоваться этому было некому, мужа у Маши не было. Не вызвало это радости у её матери. Нина Петровна, хотя и очень хотела стать бабушкой, но боялась этого, знала, что дочь не справится, а она не сможет помочь.
- Как ты могла решиться на это? Что мы будем делать с ребёнком? Это же не игрушка, а маленький человечек, требующий к себе внимания, - Нина Петровна обращается к дочери, и на лице её отражается столько чувств... Тут и удивление, и сожаление, и жалость, - За ребёнком ухаживать надо, ночами не спать, на руках носить, в колясочке возить! Как ты это будешь делать? А мне уже много лет, и будет сложно справиться! Разве мне не хочется внуков иметь? Очень хочется, но у меня не хватит сил ухаживать за вами обоими.
Нина Петровна вышла из комнаты дочери, но вскоре вновь вернулась:
- И как у тебя вообще это получилось в твоём-то положении?
- Мне жаль, мама, что ты не можешь понять меня. Мне нужен этот ребёнок, - глаза Маши были полны слёз.
- А что ты дашь ребёнку? Я уже сказала, что не смогу тебе в этом помочь. Мой возраст и болезни не позволят и ребёнок твой будет обделён с самого рождения.
- Вот именно, что тебе уже немало лет, и ты не будешь жить вечно. А кто мне поможет жить потом
Нина Петровна замолчала и вышла. А ведь, дочь права. Что будет с ней, когда меня не станет? Дом инвалидов? Всем известно, что там с постояльцами не церемонятся, есть и хорошие, но они дорогие и не по карману.
Нина Петровна уже почти согласилась, но всё же вернулась и предложила:
- Давай прервём беременность, пока ещё не поздно.
- Нет! И нет! – ответ дочери был категоричен.
Маше тридцать лет. В автомобильной катастрофе она потеряла сразу отца, мужа и ещё не родившегося ребёнка, а сама она на всю жизнь осталась инвалидом, без правой руки и правой ноги. Было ей тогда 23 года. А Нина Петровна тогда только-только достигла пенсионного возраста, но от такого горя превратилась в старуху.
Но надо было жить, надо было поддерживать несчастную дочь.
Денег катастрофически не хватало, и Нина Петровна, совмещала свою работу на швейной фабрике с различными подработками. Бралась за всё, что подвернётся, но чаще всего приходилось убирать подъезды большого многоквартирного дома и по ночам мыла и чистила овощи на кухне детского сада.
А вскоре и фабрику закрыли.
Начинались тяжёлые девяностые годы, когда трудно было не только им. Обходились случайными заработками, да ещё помогали полученные шесть соток земли, где Нина Петровна выращивала овощи и фрукты. На лето они вообще уезжали на эту дачку. Домик маленький, почти шалаш, зато двор большой и удобный для коляски. А в квартире с коляской очень неудобно и на улицу выехать не получалось. А на дачке Маша почти всё время была на свежем воздухе. Да и выращенные овощи, фрукты были хорошим подспорьем для их маленькой семьи.
Д А Л Е Е