Стартовал совместный проект журнала «Рейс» и транспортной компании «Вектура» по оценке качества и ресурса шин Giti для прицепов
Как только на горизонте замаячит очередной кризис, и стоимость основных валют пойдет вверх, отечественные перевозчики начинают усиленно искать пути снижения эксплуатационных затрат, весомая часть которых, как известно, приходится на шины. Так как стоимость продукции премиум-брендов для многих транспортных компаний становится неподъемной, основные закупки смещаются в сегмент так называемых «вторых линеек», или «второго эшелона». Относящиеся к данной группе шины обладают хорошими эксплуатационными характеристиками и при этом обходятся заметно дешевле премиальных.
Оценивая конкурентные преимущества продукции той или иной марки, перевозчики часто опираются на данные независимых тестов, которые есть в открытом доступе. Одним из немногих, кто проводит такие испытания, является журнал «Рейс».
На передовых позициях
Сегодня весьма неплохим спросом на рынке пользуется продукция ярославского и нижнекамского шинных заводов. Отрадно, что в популяризации и продвижении ЦМК-шин российского производства есть и наша заслуга, что подтверждает интерес аудитории журнала «Рейс» к публикациям по проектам, которые мы проводили совместно с нашими партнерами-перевозчиками. Полученные данные по ходимости, поведению на дороге, эксплуатационным показателям новых ярославских и нижнекамских шин позволяют сделать вывод о том, что российские производители смогли подвинуть именитых западных конкурентов, позиции которых, как казалось, были незыблемы.
Разумеется, мы никогда не проходили и мимо новой, малоизвестной российским перевозчикам продукции из Азии, и всегда уделяли внимание последним разработкам известных западных брендов, особенно если информация по ним была скудной. Тому примером стал спецпроект по испытанию шин для смешанного применения Goodyear Omnitrac Duraseal, отличительными особенностями которых являются усиленный каркас, самоочищающийся протектор и специальный слой гелеобразной резины, которая заполняет собой прокол и устраняет утечку воздуха из шины при ее повреждении. Из стана «азиатов», с честью прошедших испытание, можно упомянуть шины серии e-cube компании Hankook Tire. Это сейчас продукция корейской марки хорошо известна в РФ и пользуется устойчивым спросом, а на момент старта испытаний была для российских перевозчиков «темной лошадкой». Кстати, чтобы показать высокий уровень производства шин мы специально посетили завод, пообщались со специалистами фирмы, словом имели возможность получить информацию, что называется, из первых рук. Из лидеров китайской шинной индустрии уделили внимание продукции бренда Aeolus из привлекательной ценовой ниши. Официальный представитель марки в России предоставил на тест шины для автопоезда, работающего на междугородных маршрутах. В результате проведенных испытаний перевозчики получили от своих коллег, выделивших транспортное средство, информацию о ходимости шин и их поведении на дороге, эксплуатационных характеристиках.
Что испытываем
На этот раз в фокус нашего внимания попали шины нового поколения компании GiTi Tire. Модель GTL 919 в размерности 245/70 R17,5 применяется, в частности, для оснащения осей прицепов-автовозов. Перевозка легковых автомобилей – ответственная задача, ведь стоимость одной машины может достигать нескольких миллионов рублей, а суммарный «груз финансовой ответственности» способен нанести серьезный удар по финансовому благополучию даже крепкой транспортной компании. Следовательно, к выбору шин, которые, собственно говоря, и связывают транспортное средство с дорожным покрытием, фирмы, специализирующиеся на перевозке автомобилей, относятся весьма ответственно.
Производители уверены, что шины GTL 919 проявят свои свойства и качества как при магистральных, так и при региональных перевозках. Это очень важный момент, так как региональные перевозки выполняются по дорогам относительно невысокого качества, по местности с перепадами (иногда значительными) высот, а при движении грузовики проходят большое количество поворотов и так далее. Фактически мы говорим о пригодности шин для работы по большинству дорог России. К сожалению, скоростные трассы, на которых шины смогут раскрыть свой «магистральный потенциал» у нас не так развиты, как скажем в Старом Свете или за океаном.
Шины с рисунком протектора, реализованном в модели GTL 919, выпускают не только в рассматриваемом нами, но и в иных размерах, например, посадочным диаметром 19,5 и 22,5 дюйма. Следовательно, то, как шина поведет себя на дороге, будет интересно широкому кругу перевозчиков, владеющих самыми разными транспортными средствами. Шины для теста (восемь штук) предоставил дилер компании GiTi Tire в России. Таким образом, мы испытываем ту самую продукцию, которую будут поставлять в нашу страну по официальному каналу.
Кто испытывает
Нашим партнером, предоставившим транспортное средство для испытаний шин, выступает транспортная компания «Вектура», в автопарке которой 150 автопоездов-автовозов. Фирма осуществляет как внутренние перевозки, так и международные. ООО «Вектура» является действительным членом АСМАП с 2003 года и имеет допуск к осуществлению международных перевозок, является таможенным перевозчиком и имеет допуск к системе МДП (Carnet TIR). Важным моментом считаем наличие у перевозчика собственной технической базы, на которой производится обслуживание и ремонт подвижного состава. В частности, установка колес была выполнена мастерами собственного шиномонтажного участка, что позволило нам получить первые сведения о шинах, в частности, жесткости бортового кольца, уже на старте проекта.
На чем испытываем
Как и планировалось, испытуемые шины установили на современный прицеп-автовоз Rolfo Blizzard 3.3, который работает в связке с седельным тягачом Ford Cargo. Прицеп, на оси которого смонтированы шины, был выпущен в 2019 году, а его пробег на момент запуска ресурсных испытаний составил примерно 250 000 километров. Автовоз находится в технически исправном состоянии, что подтверждено прохождением всех плановых ТО с отметками в сервисной книжке, а также дополнительной проверкой службой главного механика автопредприятия перед стартом проекта. Учет шин в АТП осуществляется по их индивидуальным номерам, дате, пробегу и месту установки на автопоезд. Так как у прицепа нет счетчиков пробега, а автопоезд закреплен за одним водителем, то пробег шин мы будем учитывать и отслеживать, ориентируясь на показания одометра седельного тягача.
Важную роль в проведении испытаний играет опыт водителя и его отношение к вверенной технике. Компания «Вектура» отнеслась к выбору с максимальной ответственностью и доверила участие в проекте Роману Миронову – водителю, который с 2007 года управляет автопоездами-автовозами. За столь внушительный период работы Роман накопил немалый опыт эксплуатации шин различных марок, и его мнение поможет сделать максимально объективную оценку испытуемой продукции.
Как испытываем
Журнал «Рейс» неуклонно следует принятому и отработанному за многие годы алгоритму проведения ресурсных испытаний автокомпонентов. В соответствии с ним, все участвующие в проектах транспортные средства продолжают работать в привычном режиме, с обычной загрузкой, а перевозки выполняются по маршрутам, которые строит служба логистики автопредприятия. Иными словами, никаких изменений в режиме эксплуатации конкретного ТС, связанных с оптимизацией условий испытаний или иными причинами, не будет. Это главное, чем наши ресурсные испытания отличаются от тех, что осуществляют на специализированных треках или испытательных полигонах. Еще раз подчеркнем, никаких искусственно созданных режимов!
Что касается шин, то здесь мы должны отметить следующее: испытания проводятся до достижения износа, при котором дальнейшая эксплуатация невозможна. Параметры критического износа устанавливает компания-перевозчик, исходя из собственных правил. Влиять на них мы не имеем права, так как именно транспортная компания несет ответственность за безопасность перевозок. Следовательно, если служба главного механика примет решение о досрочном снятии шин с пробега (что может произойти по самым различным причинам) – значит, так тому и быть.
При каждом посещении перевозчика мы будем совместно с инженерами транспортной компании проводить плановые осмотры шин на предмет оценки их состояния (в том числе, отсутствия повреждений) и равномерности износа, измерять остаточную глубину протектора, и т. д. Разумеется, вся собранная нами информация будет систематизирована и представлена в отчетных материалах. Кроме того, мы будем аккумулировать данные о том, как ведут себя шины на различных покрытиях (мокрых, заснеженных, обледенелых, сухих) и в разных погодных условиях.
Мнения
Евгений Нагорный,
мастер шиномонтажного участка транспортной компании «Вектура»
– Перед монтажом предоставленных на испытания шин GiTi модели GTL 919 я проверил состояние стальных колес. Они были в полном порядке. Сама сборка прошла без каких-либо затруднений. При накачивании колес использовать бустер не пришлось – покрышки без проблем сели на обод. Так как по правилам нашего автопредприятия колеса прицепов не балансируются, то для испытуемых шин мы исключения не делали.
Сергей Нечаев,
заместитель начальника транспортного отдела по эксплуатации транспортной компании «Вектура»
– Качество и эксплуатационные характеристики шин, устанавливаемых на прицепы-автовозы, имеет для нас большое значение, так как на данных транспортных средствах перевозятся достаточно дорогостоящие грузы – автомобили различного класса и стоимости. Шины, смонтированные на оси прицепов, обязаны хорошо держать нагрузку, сохраняя целостность конструкции при работе по дорогам различного качества. Судите сами, в зависимости от модели автовозной установки, масса без нагрузки находится в диапазоне 11-13 тонн, прибавим полезную нагрузку 12 тонн (зависит от класса перевозимых автомобилей), в итоге общая масса может составить 23-25 тонн. Разрешенная нагрузка на оси данного полуприцепа составляет 9 тонн на ось. Как показывает практика нашей транспортной компании, одним из слабых мест прицепных шин являются их боковые дорожки, которые интенсивно изнашиваются из-за наличия на дорогах колейности и завышенного центра тяжести груженого автовоза.
С прицепными шинами GiTi GTL 919 в размерности 245/70 R17,5 мы ранее не сталкивались. Будет интересно посмотреть, как они проявят себя в российских условиях эксплуатации. Для того, чтобы исключить какое-либо негативное влияние ходовой части прицепа на интенсивность износа шин, мы, специально для ресурсных испытаний, выделили автовоз 2019 года выпуска с пробегом всего 250 000 километров. Прицеп будет работать с седельным тягачом Ford Cargo, пробег которого на момент установки испытуемых шин составил 560 630 километров. Именно по одометру грузовика мы и будем отсчитывать наработку испытуемых шин.
Марек Главач,
директор по продажам и развитию бизнеса компании Giti Tire
– Нынешний проект – не первое наше сотрудничество с журналом «Рейс» в рамках независимых ресурсных испытаний шин Giti Tire. Не так давно мы уже проводили подобную работу по оценке качества и ресурса шин трех типов: рулевая 315/70R22.5 156/150L GSR 225, ведущая 315/70R22.5 154/150L GDR 655, прицепная 385/65R22.5 164K GTL 919. Они были установлены на автопоезд, что позволило нам получить максимально объективные данные по поведению транспортного средства. Результаты тестов были весьма неплохи, и мы решили повторить данную работу, но уже с другими шинами, а именно модели, которая предназначена для установки на прицепы-автовозы. Такое предложение поступило от российского дистрибьютора Giti Tire – компании «Ласерта». Ее специалисты видят в данном сегменте хороший потенциал.
Отмечу, что шины Giti Tire знакомы российским перевозчикам уже более десяти лет. За это время сложился положительный имидж продукции, сформировался круг постоянных покупателей, который с каждым годом расширяется. Однако я вынужден признать, что из линейки шин, производимой Giti Tire, не все типоразмеры востребованы на рынке РФ. Причина, на мой взгляд, – недостаточная информированность покупателей (транспортных компаний) о наличии интересующих их моделей. Этот пробел необходимо заполнить, тем более что мы абсолютно уверены в высоком качестве и достойных эксплуатационных характеристиках нашей продукции. В частности, речь идет о шинах для автобусов и автовозов.
Если сравнивать шины Giti Tire с прямыми конкурентами, то на противоположную сторону баррикады я бы поставил продукцию «вторых линеек» от европейских лидеров шинной индустрии. Именно с ними мы и будем вести конкурентную борьбу на российском рынке. И у нас есть неоспоримые козыри. В частности, шины модели GTL 919 адаптированы под сложные условия эксплуатации, они отлично проявят себя на зимних дорогах. Об этом говорит нанесенная на них маркировка «Три горных пика». Получающие ее шины имеют отличия от тех, которые несут на своих боковинах литеры M+S. Это важный момент, на который я хочу обратить внимание российских перевозчиков.
Также отмечу, что предоставленные на испытание шины достаточно новые, производятся чуть больше двух лет. Они аккумулировали в себе самые передовые разработки и технологии. В частности, в модели GTL 919 оптимизировано количество брекерных слоев, что дало преимущество по массе и расходу топлива при сохранении прочности. Giti Tire обладает собственным мощным научно-исследовательским и испытательным комплексом, а также людским потенциалом, что позволяет решать даже самые сложные технические задачи. Все модели шин проходят полный цикл тестирования/испытаний в самых разных дорожных и климатических условиях. В частности, по рассматриваемой нами модели большая работа была проведена совместно с европейскими транспортными компаниями. Учитывая опыт эксплуатации шин в Европе, я могу прогнозировать их пробег в российских условиях не менее 150 000 километров, разумеется, при соблюдении норм по давлению и нагрузке, а также исправности ходовой части прицепа. Также отмечу, что шины предусматривают возможность восстановления (наварки) протектора, что позволяет заметно продлить срок их эксплуатации и существенно снизить стоимость километра пробега. Это преимущество нельзя списывать со счетов, так как оно позволит сократить эксплуатационные затраты автопредприятия.
Ранее журнал "Рейс" уже проводил испытания шин марки Giti . Тогда мы тестировали рулевые, ведущие и прицепные шины, которые были установлены на автопоезд в составе седельного тягача Scania и полуприцепа-рефрижератора Schmitz. Итоги проекта, длившегося более полутора лет, здесь.