Некоторые люди обожают азарт, который они получают от просмотра фильма ужасов; другие не выносят того, как кинематографисты каким-то образом проникают в ваше сознание, нагнетают, а затем поражают этот момент ужаса испугом от скримера или каким-то жутким моментом, который, кажется, прожигает ваш мозг.
Используя изображения и звук, лучшие режиссеры ужасов могут задействовать ту часть вашего мозга, которая воздействует исключительно на инстинкты.
Когда вы садитесь смотреть «Оно» или «Звонок», вы понимаете, что фильм ненастоящий. И все же каким-то образом лучшие фильмы ужасов ставят вас на край сиденья, готовые прыгнуть — иногда даже вызывая визг или вздох. Это мощный эффект.
«Обычно, когда мы смотрим на что-то, мы отключаем двигательные области мозга, и все же эти стимулы настолько сильны, что преодолевают торможение двигательной системы», — сказал Майкл Грабовски, сотрудник профессор коммуникации Манхэттенского колледжа и редактор учебника «Нейробиология и медиа: новые представления и представления».
Мы вздрагиваем или кричим, потому что фильм обходит наше транквилизированное состояние и задействует первобытный инстинкт, который заключается в немедленной реакции, чтобы защитить себя и предупредить других, прежде чем тратить время на то, чтобы осмыслить то, что нас напугало.
«Крик — это способ предупредить других людей в вашей социальной группе и отпугнуть нападающих», — сказал Грабовски.
Эти пугающие моменты вытесняют наш рациональный мыслительный процесс, который знает, что они ненастоящие.
Нейрокинематика
В прошлом Грабовски занимался кинопроизводством, но сейчас его исследования сосредоточены на развивающейся области под названием «нейрокинематика», которая фокусируется на связи между разумом и опытом кино.
Хотя кинематографистам удавалось вызывать у зрителей эмоциональные отклики уже более века, только сейчас современная нейробиология может показать нам, что происходит в чьем-то мозгу.
Это тоже выходит за рамки ужаса. Вспомните, как вы испытывали эмоции при просмотре какого-либо фильма, как смеялись или внезапно почувствовали, как слезы наворачиваются на глаза. Несмотря на то, что вы знаете, что то, что вы смотрите -ненастоящее, вы испытываете настоящие эмоции.
Ури Хассон — исследователь и профессор, который фокусируется на неврологии и психологии в Принстоне, исследовал это и ввел термин «neurocinematics» люди смотрят что-то в страхе или в напряженном ожидании, как правило, имеют аналогии происходящему в своей голове.
На данный момент, понимание этого в основном помогает нам понять, как этот страх выглядит в мозгу. Но некоторые исследователи считают, что современное кинопроизводство с обновленным пониманием нейробиологии и психологии на самом деле лучше способно задействовать эмоции, чем это было раньше.
По словам Грабовски, в будущем кинематографисты смогут использовать еще более точные идеи, чтобы напрямую стимулировать определенные эмоции, контролировать, когда их аудитория вздрагивает и знать что они чувствуют.
Когда вы объединяете это с мощными технологиями, такими как виртуальная реальность, что мешает нам отличить реальность от вымысла, возможности становятся захватывающими и даже немного пугающими.