Термин «искусственный интеллект» используется для описания широкого спектра набора методов и технологий, которые позволяют имитировать ментальные способности человека.
Системы искусственного интеллекта в отличие от систем автоматизации самостоятельно изучают данные и выявляют закономерности.
Победа лучших игроков в игре Go, управление автомобилем, общение с людьми – примеры современного искусственного интеллекта в повседневной деятельности.
О важности создания и внедрения в различные сферы жизнедеятельности общества искусственного интеллекта свидетельствует принятие Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"
Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений
Вопросам применения искусственного интеллекта посвящена Хартия CEPEJ по использованию искусственного интеллекта в судебных системах и их среде, опубликованная в декабре 2018 года, зарекомендовавшая себя в качестве справочного документа в европейском и международном масштабе. В Хартии содержатся размышления о влиянии искусственного интеллекта на основополагающие принципы правосудия, гарантии права на справедливое судебное разбирательство, а также определяются пять основных и методологических принципов, которые применяются к автоматизированной обработке судебных решений и данных на основе методов искусственного интеллекта.
Внедрением в судебную деятельность искусственного интеллекта предлагается осуществлять для решения следующих задач:
✓ «Умный анализ судебной практики и статистики» посредством поисковой системы судебной практики;
✓ Помощь в составлении и оформлении обращений в суд, посредством создания интеллектуальных помощников по оформлению процессуальных документов (исковых заявлений, заявлений о выдаче судебного приказа, административных исковых заявлений, жалоб, ходатайств и др.);
✓ Анализ (прогнозный, оценочный) и определение перспективы рассмотрения дела на основе прогностического правосудия, позволяющего определить вероятность успеха дела в суде методами статистического моделирования на основе предыдущих решений;
✓ Оценки документов, представленных в суд и выявление расхождений;
✓ Информационная поддержка лиц, участвующих в судебных заседаниях для предоставления им необходимой информации о ходе судебного разбирательства посредством «Чатботов»
Внедрение искусственного интеллекта в судебную деятельности требует решение проблем, обусловленных недопущением цифрового неравенства и ограничения доступа к суду, однако в период значительного роста нагрузки на систему в связи с распространением вирусной инфекции представляется необходимым и обязательным.