Согласно придворному этикету Англии в гардеробе следует учитывать три официальных сезона и переодеваться до четырех раз в день. Эти правила продиктованы не столько традициями, как может показаться на первый взгляд, а, прежде всего, образом жизни королевской знати. Верные подданные, как и сотни лет назад, изо всех сил стараются подражать своим монархам. При этом мало кто задумывается над тем, сколько усилий, не говоря уже о средствах, требуется титулованным персонам на выполнение правил жизни при королевском дворе. Итак, три сезона и четыре переодевания в день. Минимум – 12 нарядов, а максимум – столько, сколько позволяет казна, подарки не учитываются.
Королевский гардероб требует постоянного пополнения и обновления. И вот объективы фотографов выхватывают сосредоточенные лица членов королевских семей, сидящих в первых рядах показов коллекций Haute Couture. Они находятся там далеко не из праздного личного интереса. Положение обязывает быть первым в любой сфере жизни и поведать о новинках своему королевству, продемонстрировать их друзьям и даже недругам, оправдать еще один, но уже неофициальный титул, - законодатель моды. За изысканностью и оригинальностью коллекций Haute Couture скрывается код новой моды. Коронованным особам и их приближенным, всемирно известным актерам и представителям шоу-бизнеса, предоставляется почетное право сделать первую попытку в его разгадке. Мир замирает в ожидании королевского выбора новых тенденций моды.
Но стоит ли считать право первых лиц государств диктовать моду абсолютным? Ведь помимо сезонных потребностей и необходимости часто менять наряды на их выбор оказывают влияние забота об интересах государства, его престиже на мировой арене, сплетни и интриги и многое другое. Неслучайно некоторые монархи отдают предпочтение исключительно дизайнерам своей страны, как, например, английская королева Елизавета II. Другие же смело ломают традиционные условности, демонстрируя назревшие перемены в обустройстве придворной жизни. Гардероб принцессы Уэльской Дианы, «народной принцессы», составили вещи не только английских, но и французских и итальянских дизайнеров, что вызывало нарекания со стороны Двора, но ничуть не оскорбляло национальные чувства простых англичан. До сих пор о Диане вспоминают как о превосходном эксперте в области высокой моды. Её невестка Кейт Миддлтон старается соблюдать королевские традиции, хотя не раз замечена в лояльности к брендам масс-маркета, типа Zara.
«Если не короли, то кто же определяет тенденции моды?» – не унимается обыватель в готовности надеть корону законодателя мод на дизайнеров.
Но еще в прошлом веке, выступая перед аудиторией американских женщин, патриарх Haute Couture Поль Пуаре заявил: “Я знаю, что вы считаете меня королем моды. Именно так ваши газеты зовут меня, и это потому, что я общепризнан, прославлен и почитаем огромным числом людей. Оказанный мне прием не может не льстить, и я не могу ни на что пожаловаться, но, тем не менее, я должен вывести вас из заблуждения относительно власти короля моды. Мы — не капризные деспоты, проснувшиеся в один прекрасный день и решившие внести изменения в привычки, упразднить декольте, уменьшить рукав. Мы — скорее арбитры, чем диктаторы. Лучше мы будем считаться слепыми покорными слугами женщины, которая, со своей стороны, всегда страстно любит изменения и всегда стремится к новизне. Наша роль, наша обязанность быть начеку в тот момент, когда она начинает скучать в том, что носит, чтобы предложить ей в нужный момент нечто еще, что будет соответствовать ее вкусам и потребностям. Именно поэтому я выступаю перед вами с парой антенн, а не с жезлом, и не как оратор, а как слуга, слуга думающий, который должен прочитывать ваши сокровенные мысли».
Выходит, каждый из живущих на Земле может стать законодателем моды. И не такой уж он пассивный и безынициативный этот обыватель. Его dress-код предполагает четыре официальных сезона: осень, зима, весна и лето. Заметьте, для некоторых титулованных особ четыре сезона - предмет белой зависти. Каждый сезон связан с решением определенных жизненных задач. Осенью дается старт деловой активности. Зимой деловая активность достигает своего пика. Весной составляются стратегические планы, и дается воля чувствам. Летом хочется отдыхать. Сезонные потребности человека – вечный источник вдохновения для дизайнеров.
Вокруг не умолкают разговоры о новых технологиях. Жизнь становится более динамичной. Работа связана с частыми контактами, приходится много ездить в командировки или днем незаметно трудится в офисе, а вечером блистать на банкете. Личная жизнь требует кардинальных перемен или стабильности. Вернисаж вызвал эмоциональный подъем. Дальние страны зовут в путешествие, а потом долго не отпускают в воспоминаниях. Цветоводство увлекает настолько, что все вокруг хочется превратить в цветущий сад. Душа и тело жаждут покоя и комфорта. И все это находит отражение в новых коллекциях. Сезонность приобретает особый колорит.
И вдруг – абсолютно все надоело, а какая-нибудь странная, на первый взгляд, вещичка оказывается популярной. Что за прихоть? Да, именно прихоть, причуда, каприз вызывают к жизни принципиально новые вещи, у которых есть все шансы стать модными. Юноша нашил на свои новые джинсы цветные лоскутки. Так веселее. Молодая девушка нашла в семейном сундуке платье своей прабабушки и с удовольствием стала его носить. Миллионер надел простую футболку и льняные брюки, тут же забыв о дорогих вещах из натурального шелка и тонкой шерсти. О дизайнерах и их причудах слагают легенды. Рассказывают, итальянский дизайнер Джанфранко Ферре, однажды увидел лежащий на земле камень и сказал: «Хочу такую же фактуру ткани». Технологам пришлось изрядно потрудиться, чтобы выполнить каприз метра. Но в результате все остались довольны. Всех этих чудаков объединяет одно очень важное свойство: они подают знаки, которые позволяют объявить конец одной моды и обозначить начало новой тенденции.
Однако очень немногие люди могут распознать знаки модных тенденций. Требуется необычайная чувствительность, восприимчивость, любознательность, или, по образному выражению Пуаре, пара антенн, улавливающих информацию о ценностях и образе жизни людей, потребностях и проблемах, ими порождаемых, перспективах развития личности и общества, технологий и производства. В связи с этим крупнейшие зарубежные бюро стиля привлекают к сотрудничеству психологов, социологов, философов и экономистов. Тысячи агентов разъезжают по всему миру с тем, чтобы уловить общее отношение землян к тем или иным знакам новой моды. Собранная информация тщательно анализируется, обобщается и формулируется в виде тенденций стиля жизни (lifestyle trends), тенденций цвета (colour trends), тенденций материалов (material trends) и тенденций дизайна (design trends).
Как правило, тенденции представляются в основной продукции бюро стиля - информационных листах, буклетах, брошюрах. Эти материалы содержат лаконичный текст, раскрывающий суть тенденции, эскизы изделий, образцы материалов. Составляются красочные коллажи, нацеленные на формирование целостного представления о новых тенденциях и стимулирование креативности дизайнеров. Их с удовольствием покупают как дизайнеры, так и издатели специализированных журналов – основные потребители продукции бюро стиля. Некоторые бюро выпускают продукцию и для оптовых покупателей (bayer trends), своеобразных ориентиров-подсказок для успешной торговли. Основные разделы этих материалов: 1. Дух Времени; 2. Источник вдохновения; 3. Материалы; 4. Стиль. Обязательное приложение – карты цветовых тенденций (colour trend cards). Этих подсказок вполне достаточно для формирования ассортимента торгового предприятия любого масштаба.
Специалисты бюро стиля подчеркивают актуальность прогнозирования не того, что станет модным в сезоне, а тех явлений, которые ведут к изменению существующей моды. А дальше все по отработанной схеме: идея, которая витает в воздухе и зафиксирована в продукции бюро стиля; концепция коллекции, которая складывается в уме дизайнера; материалы и технологии; метод моделирования; изготовление; показ в узком кругу; последний штрих и презентация широкой общественности. Оправданные ожидания публики и есть новая тенденция моды.