Найти тему
Федор Мельник

Новая реформа образования или что нас ждет в будущем. Часть 2

Часть 2. Как оно должно быть.

Уже понятно, что систему надо менять. Зачем пытаться впихнуть во всех программу 11 классов, которую почти все забывают сразу по выпуску? 

Зачем учить ДЕТЕЙ по сухим невнятным учебникам? Даже взрослые обычно читают живую научпопную литературу или смотрят что-нибудь, если хотят подтянуть свои знания. Даже во время студенческой подготовки знания гораздо легче получать с правильно написанных сайтов, чем из учебников.

Зачем тянуть в одних и тех же классах детей, которые могут и хотят учиться, и детей которые не могут и не хотят, и которым это не пригодится? 

Зачем их всех держать в учёбе до как минимум 20 лет, заставляя сидеть на шее родителей и приучая к инфантилизму? Это ещё и лишает времени получить другое образование в случае неудачи. Не говоря уже о том, что это бессмысленно и недобровольно отдаляет момент наступления взрослой жизни, начала работы, создания семьи.

Зачем вообще нужна система профессионального и высшего образования, большинство выпускников которой не работают по своим специальностям?

Зачем, зачем, зачем, зачем. Есть много вопросов, и у меня даже есть некоторые ответы. Но сегодня конспирологии у меня для вас не будет. Вместо этого я даю вам свой ПРОЕКТ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, основанный на опыте зарубежных систем образования и прошлых эпох. В нём должна будет решиться большая часть нынешних проблем системы образования, и даже немного сэкономлены деньги.

Основные цели:

— Уменьшить длительность тем, кому столько не нужно.

— Учить тому, что действительно пригодится и запомнится.

— Уменьшить давление на учеников.

— Поощрять организацию и самоорганизацию.

Ссылки по некоторым моментам статьи будут в конце.

Общая концепция.

Ученики поступают в школу в 7 лет, ни в коем случае не раньше. Самая главная причина, почему нет — проблемы в социализации, которые испытывают все поступающие на год раньше («Всегда ощущал, что я какой-то маленький» и т. д.). Кроме того, в 6 лет большинство детей справляются с учёбой, самоорганизацией, и другими аспектами школьной жизни объективно хуже, чем они же справились бы в 7. Зачем обрезать ребенку детство на год? В-третьих, в новой системе будет нежелательно выпускать детей слишком рано.

Система обучения — триместровая, как в Великобритании, а также уже и во многих школах России. Учебный год разделён на три периода из трёх месяцев. Посредине каждого триместра небольшие каникулы сроком до недели. 

Триместровая система разбивает год на равномерные периоды, и решает такие проблемы четвертной системы, как непомерно короткая вторая четверть, и непомерно сложная и длинная третья. Краткий отдых посреди триместра позволяет отдохнуть, не связывая это с выставлением четвертных оценок. В целом, триместровая система психологически легче для учеников. 

Примеры триместрового расписания в российских школах
Примеры триместрового расписания в российских школах
-2
-3

Обучение раздельное в пределах одной школы. То есть, девочки и мальчики учатся в одних и тех же школах, но в параллельных классах. Такая система уже сейчас эффективно работает в школах Бийска, Каменска-Уральского и других городов. Насчёт цифр повышения успеваемости и дисциплины можете посмотреть по ссылкам в конце статьи.

Девочки и мальчики учатся по-разному, имеют разные стимулы, и развиваются с разной скоростью. Благодаря разделению классов учителя могут вести уроки с учётом этого. Также быстрее растущие девочки не давят на мальчиков, а сами мальчики и девочки меньше соперничают в пределах своих классов. Плюс, это напоминает всем о различии полов. Проблем с межполовой социализацией при этом особо не возникает — мальчики и девочки все равно видятся на переменах и школьных мероприятиях, что избавляет эту систему от минусов раздельной системы Российской Империи, где мальчики и девочки учились в разных школах.

Единственное возможное исключение из этой системы — мелкие школы, в которых слишком мало учеников для формирования раздельных классов.

Учебная неделя пятидневная. На выходных только факультативы, кружки, клубы и профориентационные занятия.

Всё это не касается частных школ, которые могут учить что хотят, как хотят и сколько хотят, пока это в рамках закона. Не должно быть также препятствий для домашнего обучения и сдачи экзаменов экстерном.

-4

Школа состоит из трёх этапов. Первый этап — общая школа из 5 лет обучения, которая даёт практическую базу знаний. 

Дальше судьба ученика зависит от результатов учёбы по и показаний учителей. Способные идут в трёхлетнюю старшую школу (в какую, зависит от предпочитаемых предметов) и сдают внутренние экзамены. В старшей школе они получают подготовку в теоретических науках и специализацию. После этого их ждёт университет, в случае кадетских старших школ — в военное училище или в армию. 

Впрочем, как было сказано выше, для экстерната нет препятствий, и теоретически любой должен иметь возможность прийти и сдать экзамены куда надо. Практически же это будет крайне сложно для большинства людей.

Все остальные, кто просто справляется с программой или не справляется, идут в профессиональную школу, на которой я остановлюсь подробнее в соответствующем разделе. 

Отдельно нужно сказать о факультативах, клубах и кружках. 

В факультативные занятия входят расширенные занятия по предметам и новые предметы (например, местные языки и прочее кубановедение), ведущиеся учителями по принципу обычных уроков, но добровольно, во внеурочное время и менее формально. На это выделяется финансирование школы.

Клуб это самостоятельное объединение учеников, имеющее главу, заместителя и постоянного куратора из учителей. Клубу выделяется помещение и финансирование, в обмен клуб обязан представлять результаты своей деятельности на школьных мероприятиях. В качестве образца можете вспомнить японскую систему клубов.

Кружок это объединение учеников, которое не имеет постоянного куратора из учителей. Оно не обязано представлять результаты своей деятельности и должно лишь иметь какое-то не вредное поле деятельности, и периодически подтверждать, что занимается именно этим. Финансирования кружок не получает, только помещение.

Большее число школьных мероприятий, клубов и кружков в школе должно поощряться государством.

И да, учебники надо будет переписывать. Абсолютно по всем предметам.

Этап 1. Общая школа.

Общая школа длится 5 лет. За это время в ней изучают:

  1. Математика. 
  2. На момент выпуска ученик должен знать счёт, четыре действия, базовые уравнения и уравнения с дискриминантом, основные свойства фигур, нахождение площади и периметра основных фигур, графики самых простых функций.
  3. Русский язык и литература.
  4.  В школу все приходят уже грамотные, поэтому скоростное чтение, чистописание, разбор простых предложений. Базовый курс избранных произведений.
  5. Иностранный язык. Уровень А1 в лучшем случае, большего ожидать нельзя. Выучить язык в общеобразовательной школе и без языковой практики невозможно. С другой стороны, те, кто заинтересован в изучении языка (особенно английского), сейчас учит его и так в интернете, зачастую не прикладывая особых усилий. Поэтому в школе нет смысла делать что-то кроме обзорного знакомства с языком.
  6. Искусство. Базовое овладение обычными техниками рисования, упор на рисование карандашом как на наиболее практичное в жизни. Базовая блокнотная анимация. Оригами. Выжигание по дереву, роспись дерева. Черчение и каллиграфия.
  7. Естествознание. Обзорное природоведение, ориентирование на местности, базовые практические знания типа основных типов почв. В двух последних классах также начала физики и химии, самые основные несложные формулы и свойства, в связке с изучаемыми также вещами из природоведения.
  8. История. Самые-самые основные исторические события и общая трактовка истории страны, в зависимости от государственной идеологии. Здесь же основная география страны и мира, с привязкой к истории.
  9. Биология. Упор на устройство человека и основных человеческих животных. Базовые знания о животных, растениях и грибах. Знание о том, что такое клетки, бактерии и вирусы, и в чем разница для человека. Дополнение природоведения из естествознания с более низового уровня. 
  10. Технология. Мальчики — забивание гвоздей, вворачивание шурупов, изготовление досок, стульев, вешалок. Обязательно — работа на деревообрабатывающих и металлообрабатывающих станках. Вершиной должен стать самостоятельно изготовленный предмет мебели типа стола с ящиками, двери или шкафа. Девочки — готовка, шитьё, вязание, вершина — обед из нескольких блюд, простой предмет одежды сшитый, простой предмет одежды связанный (типа кофты). При этом, в программах обоих полов должно быть уделено время обзорному курсу работ противоположного пола. Мальчики должны уметь хотя бы зашивать прорехи, пришивать заплатки и варить обычный суп, девочки — хотя бы быстро забить гвоздь, ввернуть шуруп, выдрать гвоздь.
  11. Физическая культура. В связке с основами военной подготовки. Физические нормативы без особых изменений, по сравнению с нынешними нормативами 5 класса можно даже понизить. Из курса ОВП — перевязка, переноска, надевание противогазов, обращение с оружием, стрельба, рытьё окопа на лежачего человека (настоящие окопы для пятиклассников это слишком). Ходьба строем, базовые навыки в отдаче и выполнении приказов. Пение основных военных песен.
  12. Музыка. Хоровое пение, нотная грамота, базовая теория музыки (музыкальные размеры, аккорды), занятия с инструментами, в том числе в оркестре класса. Набор инструментов определяется умениями учителей музыки, имеющихся у школы. В пении — избранные народные песни и приличная актуальная музыка. К окончанию ученик должен знать нотную грамоту, сыграть и спеть простое произведение, желательно — смочь в простую импровизацию.
  13. Компьютерная грамотность. Основные понятия, файловая система, браузеры, антивирусы, основы офисных программ. Введение в основы программирования, не особо дальше хеллоуворлдов.


ОЧЕНЬ ПРИМЕРНЫЙ часовой план. Все классы учатся по 34 недели в год. Недели пятидневные.
ОЧЕНЬ ПРИМЕРНЫЙ часовой план. Все классы учатся по 34 недели в год. Недели пятидневные.

Нагрузка по часам и предметам выходит несколько больше, чем в обычной школе (ссылка на нынешние нормы есть в конце страницы).

Во всех классах проводятся профориентационные занятия, походы по возможным местам работы и учёбы, и тому подобное. В 5 классе — особенно сильно.

Для детей, легко справляющихся с программой, в учебниках должны быть блоки с более сложным материалом, причём с более комплексной теоретической подачей. 

Каких-то особых экзаменов в конце обучения НЕ ПРОВОДИТСЯ. Исключение — ученики домашнего обучения и нестандартных частных школ, желающие получить диплом общей. 

Выпускники идут в старшую или профессиональную школу, где смотрят на общую успеваемость по интересующим школу предметам и факультативам, результаты клубно-кружковой деятельности и рекомендации учителей. В зависимости от школы, также проводятся внутренние экзамены.

Этап 2. Профессиональная школа.

Сюда попадает большинство учеников после пяти классов общей школы и учится четыре года, до 16 лет. 

Профессиональные школы делятся по специализации, от которой зависит, какие профессии там дают ученикам. Поступающий изначально не поступает на какую-либо профессию, а просто по специализации. Аналогично, человека не учат просто одной профессии. За 4 года можно научить ощутимо большему, что могут продемонстрировать сроки различных курсов подготовки и переподготовки. 

В профессиональной школе продолжают полноценное обучение по школьным предметам, которые нужны по специализации, по остальным — периодическое повторение. Во всех вариантах продолжают преподавать иностранный язык, физкультуру и историю. Но большую часть предметов в любой период обучения должны составлять дисциплины, связанные с профессиональным направлением.

Организация учебного процесса остаётся той же — триместры, уроки по 45 минут и разделение классов по полу.

В первый год ещё никаких особых выборов не делается, и ученик может легко перейти в другую профессиональную или старшую школу, в последнем случае — если сможет сдать внутренние экзамены.

Кружковая, клубная и факультативная деятельность ни в коем случае не прекращаются, а продолжаются и развиваются, с учетом большего возраста учеников по сравнению с общей школой. Здесь же появляются и предметные олимпиады, которые в общих школах не проводятся.

Со первого курса проводится учебная практика на имеющихся в распоряжении школы имитациях реальной рабочей среды, со второго курса — производственная на настоящих предприятиях, с поправкой на возраст учеников. 

В 16 лет ученик выпускается, получив одну основную специальность и пару дополнительных, пройдя по ним экзамены. Например, слесарь может получить также дополнительные квалификации как сантехник и мастер по установке кондиционеров.

Этап 2 альтернативный. Старшая школа.

Будущая элита нации, академики, ученые, инженеры, медики, профессиональные военные и прочие. Вот они, слева направо.

В зависимости от специализации школы, упор делается на разные предметы. Но преподаются они здесь уже как академические теоретические дисциплины. Грубо говоря, если в общей и профессиональной школе ни у кого не спрашивают доказательств теорем, а дают просто сами теоремы (и то не везде), то теперь всё серьёзно. 

Старшая школа больше похожа на нашу нынешнюю, чем общая и профессиональная. Только теперь в ней учатся в основном те, кто у нас является отличниками по предметам. Представьте себе школу с математическим уклоном, в классах которой собрались одни отличники и почти-отличники по математике. То есть, в старших школах будут действительно мотивированные и способные ученики, ещё и с заданным направлением по одним предметам, и с уменьшенной нагрузкой по другим.

На всякий случай, на первом году можно перейти в другую старшую или профессиональную школу.

Клубная, кружковая и факультативная активности продолжаются, вводятся олимпиады.

В любом случае, сложность учёбы будет заметно выше общей школы. К окончанию ученики должны покрыть программы по профильным предметам, примерно соответствующие нашим 10-11 классам, по непрофильным — 8-9 классам.

Оканчивают учёбу они на год раньше, чем их сверстники из профессиональной, у тех, кто не может или не хочет пойти в университет, будет вариант получить за год какую-нибудь профессию на курсах, или пойти в профессиональную по сокращенной программе.

Аналогично общей школе, завершающих экзаменов нет. Исключение — ученики домашнего обучения и нестандартных частных школ.

В третьей части мы подумаем об улучшении системы в университетах и институтах.