Найти тему
За чашкой кофе

О иконе, даре Ивана Грозного. Почему она хранится в музее, а не в храме

Музей в церкви
Музей в церкви

В одной из своих статей я рассказывал, как побывал в галерее, расположенной в бывшем кафедральном соборе. Передача этого собора церкви не может решиться уже много лет, почему, причины разные, но сегодня не об этом. Как говорится, вода камень точит, я думаю, знаменательное событие рано или поздно наступит.

Уникальность галереи в том, что ее помещения в несколько этажей построены в главном зале собора. Поднявшись на последний этаж, почти под купол, можно обозреть иконостас сверху. Это очень необычный ракурс.

В церкви ты всегда внизу, и взираешь на Бога вверх, а тут ты выше всех святых и оглядываешь их сверху. И где Бог? И не возомнил ли ты себя на такой высоте неизвестно кем? В общем странно и неприятно. В тот раз я быстро ушел из галереи, и впечатления у меня остались не ахти какие. Я считаю, так делать нельзя.

Сегодня расскажу об одной уникальной церкви, построенной еще в семнадцатом веке. Церковь Богоявления, г. Соликамск, Пермский край. Но и эта церковь используется не по своему прямому назначению.

В этот город я приехал специально с познавательными целями. Город древний и в нем есть, что посмотреть. Но меня больше всего интересовала икона Святителя Николая, подаренная этому городу еще царем Иваном Грозным. Да, вот такие артефакты есть на свете с собственной длинной историей. Слава об этой чудотворной иконе дошла до нас через века, ее удивительные свойства не пропали и поныне.

На церкви прикреплена табличка: «объект культурного наследия федерального значения, охраняется государством». Раз объект федеральный, то и сохранился лучше.

Я перекрестился у входа и зашел внутрь. Не мог поступить иначе, хотя заходил в музей и у входа купил билет. По своему духовному содержанию это все равно была церковь. И даже десятилетия безверия не смогли вытравить святость этого места, как сейчас говорят энергетику.

В церкви собраны старинные иконы. Полностью восстановлен уникальный иконостас, действительно редкостный.

И вот она - Икона Святителя Николая. От нее прямо теплом веет. В ней присутствует большая сила. Даже антивандальный стеклянный куб, в который она помещена, не препятствует распространению благодати вокруг. Это настоящий артефакт.

По договоренности с властями епархия начала по крупным религиозным праздникам проводит службы в этой церкви. С иконой Святителя Николая совершается крестный ход. Вера в России возрождается.

В "музее" много людей, большей частью это туристы. Люди столпились у иконы Николы, наслышаны о ней и внимательно слушают экскурсовода.

Рассказ достаточно сух и сдержан, больше о происшедших событиях, но все равно в нем присутствуют и описания чудес. Никак не обойти спасение Иконой города от набегов и другие невероятные случаи. Притихшие слушатели волей неволей впитывают эти сведения.

Но среди них есть и оставшиеся равнодушными. Несколько мужчин не снимали кепки - не церковь. Даже услышал сожаление о потерянном выходном дне.

У иконы Божьей Матери «Знамение» женщина из экскурсантов спросила меня: «Кто это?». В глазах у нее даже испуг. Не музей, а церковь, ее убранство так подействовали. Понимает ли женщина, что такое храм, и зачем в него приходят люди? А что стоит за ее вопросом? Может и праздное любопытство, но может все - таки желание постичь новый открывшийся мир. Хочется надеяться на последнее.

Рассказал, кто такая Богородица, Спаситель. Ко мне подошли еще несколько человек послушать! Беда. Вот они, последствия десятилетий искоренения веры. Громадный пробел в мировоззрении людей даже не в вопросах религии, а элементарной образованности. Чувством жалости откликнулась моя душа на этот эпизод.

Несколько человек все же подходили к иконам с благоговением, крестились, кланялись, не первый раз были в церкви, да и святое место действовало.

Богоявленская церковь продолжительное время использовалась как склад, краеведческий музей, планетарий, размещались здесь и органы власти. Не плохой вариант. Осталась в целости и сохранности, деньги на содержание выделялись, отремонтирована.

В какой-то советский период здесь работали чиновники. Над ними возвышается иконостас. Под сводами еще слышалось эхо молитв. Мне было бы тяжело. Не знаю, как они реагировали на столь необычное место работы. Хотя, все мы люди разные, может они считали это нормальным.

Все туристы вышли. Остался только работник музея и я. Наступила тишина, не только отсутствие звуков в храме. Исчез эмоциональный фон, свойственный всем людям. Фон создавал сильный диссонанс в храме. Основная масса людей была здесь как в музее и даже случайно.

Во время службы в церкви, где есть сложившаяся община и мало посторонних, присутствует сильный эмоциональный порыв, создающий у всех чувство благодати.

Не возможно и ни к чему пытаться описывать иконы, лики, изображенные на них.

Икона помогает нам настроить душу для обращения к Богу. Надо быть откровенным перед собой, перед богом. Молитесь, молитесь, как можете! Говорите о том, что наболело, что вас тревожит, с чем вы больше жить не можете! Вас услышат и обязательно помогут. И пусть это будет даже не в церкви. Пусть она называется музеем. Все зависит только от вас!

Посидел в тишине, задумался о своей жизни: прошлом, настоящем, будущем. Встрепенулась душа. Мысли как бы сами собой пришли в движение. Одни вопросы отошли на задний план, другие, наоборот, стали более значимыми. Появились решения и ответы на волнующие меня темы. Что делать завтра стало понятным. Мне помогли, благодать коснулась меня!

Не хотелось уходить из храма, да, Храма! Он быстрее должен быть передан церкви, люди должны молиться в нем, а не ходить на экскурсии.

Если вам интересно - приглашаю на мой канал, поделитесь статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк - он же палец вверх.