Привет. Я Анастасия, автор канала warmcat_craft - ручная работа. Вяжу, создаю украшения и вообще очень люблю рукоделие. На своем канале пишу тематические статьи, а в конце будут ссылки на мои страницы в соцсетях.
Онлайн-шоппинг сейчас не редкость. Что лет пятнадцать назад было в новинку (или не было вообще), сейчас обычное дело - сервисы т.н. "безопасной сделки", покупки через Авито, отправка в другие города и продажа через соцсети.
Сегодня в статье я буду рассматривать не только рукоделие, но и онлайн-покупки в целом. На написание этой статьи меня сподвигли статьи на Дзен под общей тематикой "развод на авито", "как меня развели там-то и там-то".
Как не попасться, не разочароваться и не потерять деньги - вот что я хотела бы рассмотреть. Если некоторые советы кажутся вам очевидно-капитанскими, я жду Ваших вариантов в комментарии - дискуссия приветствуется :)
1. Самый очевидный совет, который все знают - не переходить по сторонним ссылкам в переписке, не вводить номера карт на подозрительных сайтах и т.д.
Почему я пишу это первым номером? Ведь это все и так знают! Но почему-то делают...
Рукоделие - это моя вторая занятость. Основная работа - обыкновенная, в компании, никак с творчеством не связанной. И по долгу своих обязанностей я проверяю зачисление платежей клиентов компании на счет. Когда платеж не зачислен - начинаем разбираться, и выясняется, что человек перешел по посторонней ссылке, просто введя в поиске "оплатить услуги компании N". Несмотря на то, что компания пишет свой официальный адрес сайта ну просто везде. И на автоответчике диктует, пока клиент ждет ответа по телефону. И в договоре написано.
Естественно, сайт-имитатор внешне похож на официальный. Естественно, такие обращения регистрируются. Но человек-то уже перешел и ввел там все свои данные, карту, код на обратной стороне.
Не надо так.
Всегда проверяйте адрес сайта в адресной строке.
А вот как меня недавно попытались развести:
На месте слов "ссылка на сайт" раньше была ссылка. Но после жалобы в службу поддержки ссылка пропала. Как видно из подписи мошенника - адрес сайта отличается парой букв (реальный адрес Ярмарки Мастеров - livemaster.ru). Не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что при переходе для зачисления "бонуса" попросят ввести номер банковской карты и все ее данные.
2. Пользуйтесь безопасной сделкой там, где это возможно.
(И не переходите по посторонним ссылкам, если вам что-то прислали в переписке)
Сейчас такие сервисы есть на всех популярных платформах онлайн-покупок. Суть его в том, что при совершении сделки средства резервируются на карте покупателя и поступают продавцу только после завершения всех этапов продажи - отнести в пункт выдачи, дождаться получения посылки покупателем, покупатель подтверждает, что все ОК (это я упрощенно). Важно то, что это все происходит на сайте, через который покупают (Авито, Ярмарка Мастеров, Юла и т.д.). Вам не потребуется нажимать "левые" ссылки, переходить в вотсап/телеграм/к черту на рога.
Пользовалась ли я таким сервисом? Да, как покупатель, и как продавец. Плохого ничего сказать не могу, это лучше, чем переводить деньги на карту незнакомому человеку.
3. Обращайте внимание на фотографии.
Об этом уже много писали до меня и много напишут после. Но я считаю нужным обратить внимание - если продается вещь ручной работы, то часто фото мастера все в одном стиле/на похожем фоне. Нет, я не буду писать о том, что мастер рукоделия должен заниматься только одним видом творчества, и если он вяжет и варит мыло - он мошенник. Я даже когда-нибудь напишу об этом статью, почему это не так.
Работы мастера могут быть вообще разные, и у него даже может быть 2-3 магазина (вязание, мыло, товары для творчества и т.д.)
НО!
Если вы просите прислать вещь в разных ракурсах (например, что-то не видно на фото) - редко честный человек откажет вам в этом.
Я точно не откажу, если вдруг плохо (на взгляд покупателя) сфотографировала товар. И мне до сих пор не отказывали, кстати.
На фото пример отлично оформленного магазина (не реклама, просто нравится):
Все в одном стиле.
Фото "заводских" продаваемых товаров б/у - хотя бы парочка будет в домашнем интерьере/в руках человека/на человеке.
Если вы просите дополнительные фото поближе, или снять короткое видео с тем, как работает тот или иной гаджет - чаще обычный человек вам также в этом не откажет.
Но если "камера сломалась", "неподходящий свет", "на самом деле я в Питере, а вещь у свата в Калуге", а все фото - из каталога производителя - ну, вы поняли.
Кстати, мой муж регулярно просматривает на Авито определенную "сепульку", снятую с продажи в магазинах, и практически раз в пару недель под разными аккаунтами появляется эта самая сепулька, с какими-то левыми размазанными фотками, странно низкой ценой, запретом звонков продавцу, буквально вчера созданным аккаунтом и предложением перейти в вотсап... На что надеются?
Я бы еще посоветовала обращать внимание на отзывы, и сама я на них тоже обращаю внимание, но... Только на сайтах, где отзыв можно оставить непосредственно совершив сделку. Например, сервис YouDo, через который заказывала я и через который заказывали у меня. На Ярмарке Мастеров.
На сайтах производителей или крупных магазинов мне страшновато смотреть на отзывы с тех пор, как мне пару раз на том же YouDo предлагали стать заказным "отзовиком" за деньги (я иногда пишу статьи на заказ). Даже примеры присылали. Брр. Если что, я отказалась.
Если вам есть что добавить - я буду рада обсудить это в комментариях.
Читайте также:
Раздражающие продавцы на Ярмарке Мастеров
Масс-маркет и рукоделие на заказ