Из старых воспоминаний исследователей земли русской мы узнаём, что в реках Руси было много жемчуга. Вполне вероятно, что этим занимались женщины. Для ныряльщиц за жемчугом было важно как можно дольше сохранять дыхание под водой. Водоросли они тоже собирали. Водоросли богаты витаминами, их употребляли для изготовления лекарств и добавляли в пищу. Для того чтобы было легче передвигаться, они раздевались полностью и обмазывали своё тело специальными мазями зелёного цвета. Ласты тоже не изобретение последних лет. Также известно, что можно очень долго находиться под водой держа во рту камышовые тростинки. Так что миф о русалках возник не на пустом месте. Из самого имени «русалка» видно, что это были люди их русского племени. А русские люди предпочитали селиться по руслам рек.
Русалки
О русалках стоит поговорить особо, потому что они неотъемлемая часть русской культуры. Как мы поняли из предыдущего текста, русалки это не какие-то сказочные существа, а вполне реальные люди, женщины, добывающие пропитание, лекарство и жемчуг в реках и озёрах Руси. Причём ловля жемчуга и рыбы делала жителей Руси вполне независимыми как от внешней торговли, так и от внутренних притязаний бояр и княжеской дружины. Современные люди прекрасно понимают, что для транснациональных компаний жизненно необходимо, чтобы люди работали с утра до ночи за еду, а получив плату, тут же тратили её в супермаркетах на всякое барахло. Только так может существовать любая современная транснациональная компания. К сожалению, мало что поменялось в сознании руководителей любого государства и крупного предприятия. И миллион лет назад ни в чём не нуждающийся человек вызывал нездоровое желание надеть ему хомут на шею и заставить пахать за еду. Или просить милостыню. Нищие всегда вызывали умиление у власть имущих.
Прежде всего, я хотел бы ознакомить вас с одним произведением современной поэтессы, о которой я знаю только имя – Лариса.
На дне запруд вдоль рек и речек
Бобрами сторожимый рос
Наш позабытый скатный жемчуг.
С бобрами люди там дружили,
В запрудах жемчуг разводили,
Там девы дивные, обмазав кожу зельем
В русалок превращались в подземелье.
Русалки долго под водою пребывая,
Растили жемчуг, скатным называя.
Потом тот жемчуг тёрли в порошок,
И для здоровья в пищу добавляли.
Ну и конечно скатный продавали
Купцам заморским, цену набивая.
Красавицы русалки себя в него рядили
И иноземцев, восхищая, с ума сводили.
Взращённый жемчуг руками дев
Источником богатства был для всех.
Все ели сыто, и щелка носили,
И песни пели, и не болели,
И было это повсеместно
На землях тех, что мы зовём Россией.
Не только русские, а все народы
Умели делать жемчуг в давние те годы.
Но вдруг по царскому указу
Чтобы в довольстве людям не жилось
Пришёл запрет на вольную продажу
И ловлю жемчуга, мол, будет этим
Государство заниматься.
А приближенные царя обогащаться.
Да только, чтоб природа щедро оплатила
Работать надо и любить свой труд.
Вот и не стало на Руси запруд.
Попы, стрельцы за дело взялись,
Русалки объявились вне закона
Порочными и злыми назывались,
Преследовались, изгонялись.
Конечно, прятались они в глуши сначала,
Но кто ж захочет жизнь свою тайком вести
Исчезли все русалки на Руси.
Исчезли на Руси русалки
И лишь бобры ломают палки
И строят, строят нам запруды,
Чтоб память нашу воскресить,
И научить нас прошлое хранить.
Былое всё нести через года
Чтобы история про русский жемчуг
Не повторилась больше никогда.
Это произведение как нельзя лучше показывает, кому же на Руси жить не хорошо от независимости и богатства простых русских людей. Попы и стрельцы – вот кто постарался искоренить всякую вольность на Руси.
С появлением христианства началась борьба не только с волхвами, как носителями ведической культуры, но объявлена охота на все проявления свободолюбия; на целителей, знахарей, ведунов, ведьм и русалок. Русалки тоже были объявлены ведьмами, так как именно они приносили, пожалуй, единственный ценный денежный эквивалент, добывая жемчуг. Жемчужные ожерелья носили простые крестьянки, даже не зная какой ценностью они обладают.
По всей Европе заполыхали костры инквизиции. Знаменитый трактат Молот ведьм», написанный в 1484 г. отъявленными женоненавистниками и сексуально озабоченными монахами-доминиканцами Яковым Шпренгером и Систиторисом Крамером, служил инструкцией по распознаванию и обезвреживанию ведьм. Благодаря вовремя возникшему книгопечатанию эта книга получила широкое распространение. Многие вновь созданные кодексы и декларации были созданы на основе этой книги. В просвещённой Европе подсчитали, сколько боярских детей казнил Иван Грозный и сколько чертей помещается на кончике иглы, но сколько женщин было заживо сожжено на кострах инквизиции, не подсчитано до сих пор. Официальная историография, как-то стыдливо обходит вопрос, что в период охоты на ведьм и инквизиции сжигали именно женщин. Их пытали, сжигали, топили, объявляли ведьмами, пособниками дьявола и виновницами всех бед человеческих.
Охота на ведьм не обошла стороной и Русь. Здесь под топор инквизиции попали в первую очередь русалки. Их обвиняли в непогоде, неурожае, пожаре, потопе, а заодно и в засухе. Короче, во всех бедах климатических. Но главным предметом охоты русалок был, конечно, сам человек. Как правило, молодой, здоровый мужчина. Ведь несчастные женщины, по разъяснениям попов, были лишены радости замужества и материнства. Либо были прокляты родителями, что в те времена было равносильно обреканию на безрадостное существование. И русалки всеми силами пытались соблазнить мужчину, будь то молодец или старец, чтобы успокоиться. Они очаровывали их красотой неприкрытой наготы своего прекрасного молодого тела.
«Берегись встретить русалку», - говорили в старину. Правда по времени эта «старина» начиналась с окончательной победы христианства над язычеством.
Если вспомнить картину Врубеля «Царевна-Лебедь», где на царевне надет кокошник, богато украшенный жемчугом, то можно представить восторг любого юноши, повстречавшегося с такой красотой.
Но по ставшими уже стойкими поверьями русских людей, поверившим своим пастырям, встреча с такой красавицей сулила им только погибель. Поэтому христианскими наставниками были даны четкие способы спастись от «потусторонних» красавиц, которые могли принести простому смертному как погибель, так и удачу. В разных регионах их описывают по-разному, но всегда они представлены в облике молодой простоволосой девушки, иногда прикрывающей наготы тонкой белой рубашкой.
Европейские источники приписывают водным соблазнительницам наличие хвоста. На Руси же хвостатые русалки встречались крайне редко. «Русалка на ветвях сидит», - писал Пушкин в своей поэме, и, как мы понимаем, никакого хвоста у неё быть не могло. Зато описывали длинное платье, которое в воде смотрелось, как хвост. Так как русские девицы купались в одежде, то длинный русский сарафан вполне мог походить на хвост.
Тем не менее, так же как и с другими языческими праздниками, русские люди праздновали русалочью неделю, чтобы обеспечить себе и семье благополучие на весь год. Запрещалось в этот день работать в поле, шить, ткать, стирать и полоскать бельё. Хозяйки даже полы не мели, чтобы не рассердить русалок. Строго-настрого запрещалось иметь дело с водой; не купаться, не рыбачить, не стирать, не париться в бане. Даже воду для домашних дел хозяйки заготавливали заранее. Всю русалочью неделю на фруктовых деревьях развешивали полотно – русалкам на сорочки. По поверьям знающие люди объясняли внезапно открывшийся дар целительства, богатство или удачное замужество, вмешательством русалок. «Отблагодарила», – говорили они.
В эти дни девушки, мечтающие выйти замуж, плели венки и пускали их по воде. Если венок тонул, значит русалка приняла подарок. Все участники празднества носили венки. Венок служил оберегом и оберегал хозяина весь год.
Как мы видим, русалкам на Руси придавали огромное значение. Хотя церковники постарались превратить их в потусторонние существа под именами – мавки, навки, лоскотуньи, купалки, водяницы. Бог им судья.
Материал взят из книги «Богиня Мара». Виктор Воронов.