Самостоятельность ребёнка - это не только выучить уроки и заправить кровать. Самостоятельность складывается из очень и очень многого. Прежде всего, самостоятельность - это то, что ребёнок делает самостоятельно - без участия родителей. Для этого должно быть со стороны родителей минимум запретов и максимум - помощи и объяснения. И, чем старше становится ребёнок, тем меньше должно быть контроля его действий.
Что можно и нужно доверять ребёнку?
- Самообслуживание. Это, пожалуй, то, что подразумевают большинство людей, когда говорят про самостоятельность. Когда ребёнок не может сам завязать шнурки в 6 лет - это показатель. Показатель или проблем в развитии ребёнка, или несостоятельности родителей. Часто родители куда-то спешат и подгоняют ребёнка. А сам он одевается, обувается и всё прочее очень медленно, когда учится. И родители начинают делать всё за ребёнка, потому что не хватает терпения подождать. Идеально и быстро с первого раза не получается ни у кого.
- Интересы ребёнка. А вот это уже часто то, что родители не хотят "пускать на самотёк". Причём, по совсем разным причинам. Кто-то видит в ребёнке свою неосуществленную мечту, кому-то интересы ребёнка кажутся ерундой, ну а кому-то просто нужно всё на свете контролировать. Однако, из-за того, что ребёнок занимается не тем, что ему хочется, он может чувствовать себя несчастным, ненужным и бесполезным. И, самое главное, нелюбимым. Поэтому свои интересы и увлечения ребёнок выбирает самостоятельно, родители могут лишь предлагать варианты и сами заниматься чем-либо очень увлечённо.
- Выбор друзей и партнёра. Родители при всем желании не смогут контролировать круг общения ребёнка. Они лишь могут его формировать последствиями своего воспитания. Ведь первейший круг общения ребёнка - его родители, и он (особенно поначалу) копирует его и переносит на всех остальных, подбирая тех людей, которые похожи на его родителей - это происходит подсознательно. Однако, со временем уровень осознанности растёт, и дети уже самостоятельно выбирают, с кем им дружить и встречаться. Родители не должны мешать этому сознательному выбору.
- Что ребёнку есть и пить и в каком количестве, какие иметь или не иметь вредные и полезные привычки. Именно так. Потому что иногда родители, излишне беспокоясь за здоровье ребёнка, пытаются контролировать его во всём, в том числе и в вопросах здоровья. И беспокоиться - это нормально. Ненормально - заставлять отвечать за свой страх другого человека. Ведь это вам страшно, а не ребёнку - ребёнок сам знает, что ему нужно. Если же вам кажется, что то, что делает ребёнок, может навредить его здоровью, можете просто поговорить с ним об этом. Если вы будете искренны, ребёнок обязательно вас хотя бы выслушает и задумается об этом. Но не стоит заставлять и наказывать, это в любом случае приведёт только к перекосам и разным ненужным в жизни установкам.
- Как ему одеваться и краситься. Одежда, макияж, прическа - это всё - выражение своей личности, своего "я". Даже татуировки - это всего лишь выражение себя, своей личности. Это выражение может со временем меняться (вместе с самой личностью) и играть уже не такую значительную роль, как, например, в подростковом возрасте. Однако, это необходимо. По крайней мере, для успешной социализации ребёнка и для формирования адекватной самооценки. Опять же, если вы беспокоитесь за здоровье ребёнка, стоит обсудить это с ним, а не приказывает директивным тоном: "Надень шапку!". В конце концов, её можно и с собой взять.
- Выбирать, как и где ему учиться и какую профессию выбрать. Ребёнок не обязан быть гением в чём-то и даже не обязан быть успешным. Он может просто делать то, что ему нравится, и при этом быть абсолютно счастливым. Не стоит мешать емц быть счастливым.
- Выбирать, как он тратит карманные деньги. Финансовая грамотность ребёнка - это то, чему в школе не учат, и то, чему должны научить родители. А научить этому можно только опытным путём - дав немного карманных денег. Ребёнок сам разберётся, как и на что их тратить - с опытом.
- Выбирать, как организовать своё время и пространство. Родители могут только немного помочь с самоорганизацией, предварительно обговорив помощь с ребёнком. Дальше ребёнок должен организовывать себя самостоятельно.