Профессиональные журналисты обычно работают в паре с редактором. И нередко — с корректором. С такой командой можно не беспокоиться из-за пропущенной запятой или внезапно затесавшейся логической ошибки — ее заметят и устранят. У блогера такой команды чаще всего нет, но это не повод снижать качество текста. Рассказываем, на что обращать внимание при редактировании своих текстов.
Редактирование смысла
У каждого текста есть идея и структура. Читатель движется из точки А в точку Б, чтобы понять, что хотел сказать автор. И главная задача пишущего — сделать этот путь прямым и интересным. Не стоит добавлять в статью лирические отступления, тем самым запутывая читателя.
Конечно, каждый автор может что-то забыть или, наоборот, вписать лишнее, неправильно расположить части и сделать текст непонятным. Для этого и нужен первый этап редактуры — смысловой.
После написания текста попробуйте от него отстраниться: иногда достаточно сделать перерыв на чай или немного прогуляться. После этого между вами и текстом возникнет необходимая дистанция, позволяющая посмотреть на материал взглядом постороннего читателя.
Не будет лишним прочитать текст вслух: это поможет обнаружить смысловые и логические ошибки. Отмечайте для себя вопросы, которые могут возникать у читателя, следите за тем, как разворачивается текст, отмечайте нестыковки, резкие переходы, пробелы.
Работа с образами
По утверждению Аркадия Мильчина, без справочников которого уже седьмой десяток лет невозможно представить себе работу серьезного редактора или издателя, авторы нередко допускают ошибку, забывая мысленно представить то, о чем пишут.
«Фраза На письменном столе лежал полураскрытый томик Хемингуэя проскочила в печать именно потому, что читалась редактором, не ставившим перед собой задачи увидеть описанное. Представь он себе этот томик, и сразу бы возник вопрос: „Как же он мог лежать полураскрытым? Только если между страницами что-то положили. Но в таком случае томик лежал бы не полураскрытым, а именно с чем-то заложенным между страницами. Скорее же автор просто описался: вместо раскрытый томик написал полураскрытый“», — пишет он.
Чтобы избежать таких ошибок, старайтесь как можно подробней «разглядеть» предмет вашего описания (человека, ситуацию и т. д.), особенно если это что-то сложное для представления.
Сокращения
Уменьшение объема текста еще никому не вредило. Вам, возможно, захочется возразить: «А как же классики? Они же писали много, и я могу». В этот момент вспомните, что многим из них платили за строчки и за страницы текста. Сегодня важную роль играет то, насколько быстро вы сумеете завладеть вниманием читателя. А значит, нужно стараться сократить лишнее.
Что убираем?
✔️Абзацы, которые не относятся к идее текста и не работают на задачу вашего материала. Вспоминаем про путь от точки А к точке Б.
✔️Образы и описания того, что есть на иллюстрациях, фото или видео, которые вы прикрепляете. Можно не рассказывать читателю дважды об одном и том же.
✔️Плеоназмы — слова, дублирующие смысл: «первый дебют», «месяц май», «главный приоритет», а также вводные конструкции («всем известно», «так сказать», «само собой»).
✔️Канцеляризмы («испытать чувство грусти», «на сегодняшний день», «быть в пешей доступности»). Вершина стиля и образец того, как не стоит писать ни в каком случае, — наклейка в вагонах московского метро: «Внимание! При прерывистой индикации сигнала красного цвета над дверным проемом посадка в вагон закончена!» (Журнал Esquire попытался даже расследовать историю появления этого текста).
Проверка фактов
Фактическую ошибку, которую не заметили вы, обязательно заметит ваш читатель. (В статье по ссылке, в частности, разобран случай, когда автор перепутал слова «косатка» и «касатка». Казалось бы, мелочь, всего одна буква, но смысл меняется радикально). Чтобы избежать неловких ситуаций, проведите фактчекинг, то есть проверьте все ссылки на источники, цифры, даты, имена и названия мест. Проверяйте все, что можно проверить. Возможно, в процессе проверки вы не только увидите свои ошибки, но и найдете дополнительную информацию, которая улучшит ваш материал.
Оттачивание письменной речи
Чтобы текст читался легко, в нем не должно быть «кирпичей», затрудняющих понимание. Чтобы ваша письменная речь была ясной и грамотной, исключите «заумь» («предлагаю минимизировать непродуктивные коммуникации»), вводные слова («к счастью», «без сомнения»), штампы («царила атмосфера дружбы и радости»), эвфемизмы («он оказался в лучшем из миров») и отглагольные существительные («проводим обучение нового персонала и оказываем услуги по тестированию знаний и навыков текущих сотрудников»).
После этого прогоните текст через онлайн-редактор, чтобы заметить опечатки, орфографические и грамматические ошибки.