Её можно считать одним из показателей общей культуры современного человека: здесь проявляются его жизненные интересы, его вкус, умение видеть, художественные представления и поиски. Фотография, к сожалению, не занимает надлежащего места в образовании. А между тем она, благодаря современным технологиям, занимает огромное место в жизни человека. При этом мало кто задумывается над тем, что фотография может дать человеку. Не только тем, кто посвящает свое творчество необходимой для людей и почетной работе фотографа-профессионала, но и тем, кто фотографией заполняет свой досуг.
Современная фотография как отрасль человеческой деятельности крайне неоднородна: фотоизображения находят применение в самых разных областях жизни, выполняя разнообразные задачи, по-разному отражают изображаемый и исследуемый жизненный материал. Резко различаются, например, протокольный снимок, сделанный в научных целях, точно фиксирующий мгновение быстро протекающего физического процесса, и поэтическая картина природы, лирический пейзаж; репортажный снимок и живописный натюрморт; особое место занимают портреты. Замечаете ли вы, сколько снимков делается на ваш смартфон, как только возникает к этому повод? Но, как говорится лиха беда начало. Стоит только втянуться, почувствовать вкус. Как постепенно становиться мало снимков самого себя. Начинает появляться желание сфотографировать цветочек, букашку, приглянувшийся пейзаж, занимательное событие. Накапливается опыт. Меняется структура мышления. Расширяется «библиотека» ассоциаций, усиливающаяся яркость образов помогает раздвинуть рамки изобретательности.
Но помаленьку накатывает неудовлетворённость полученным результатом. Возникает понимание недостаточности навыков и знаний. И здесь появляется необходимость изучить и глубоко понять возможности и силу выразительности фотоискусства и его произведений, внимательно разобраться в основах композиционного творчества в частности.
Справедливо утверждение, что широта интересов, как основа становления личности, заложена в человеке с детства. Нет бесталанных людей, есть таланты, похороненные в рутине повседневности, лишь потому, что их не развивали. И фотография играет в развитии талантов, заложенных в индивидууме, наиважнейшее место.
Недаром число и разнообразие жанров, и их переплетение позволяет человеку найти только ему отведённое место, как в искусстве, так и в жизни.
Пейзаж, портрет, репортаж и другие жанры отражают в себе детали окружающего мира во всех его проявлениях. Но в то же время все это фотографические изображения, и, следовательно, при всей разнородности их не могут не роднить какие-то общие, присущие всем фотографическим изображениям черты.
Несомненно, такая общность у самых разнообразных фотоизображений есть. Во-первых, все они создаются с помощью одних и тех же технических средств, на общей технической основе. Во-вторых, изобразительные средства фотографии и творческие приемы создания снимков: композиция кадров, их световое решение, тональный рисунок, колорит, перспектива и пр. также используются во всех видах и жанрах фотографии. База, подоснова, опорные позиции безусловно имеют прочную общность. Правда, специфика жанра или вида фотографии непременно проявится не только в отборе материала, темы, сюжета, но и в изобразительных решениях. Рассматривая одну за другой проблемы построения кадра - картины, обязательно учитываются особенности композиционных форм применительно к задачам и стилистике конкретного раздела фототворчества.