Однокашники
Наверное, все знают, что двое всем известных людей - фантаст Сергей Иванович Павлов и космонавт Виталий Иванович Севастьянов - однокашники и дружили всю жизнь.
Увы, этих выдающихся людей уже нет с нами.
Дружба на всю жизнь
Вовсе не исключено, что мечтательность будущего писателя Сергея Павлова способствовала формированию профессиональных устремлений будущего космонавта Виталия Севастьянова. А рассказанное другом "по секрету" (Севастьянов начинал в команде разработки искусственного спутника земли) вдохновляло Павлова на создание его полных реализма фантастических миров Внеземелья...
Профессиональное мнение
Совсем не удивительно, что принесшую автору всенародную любовь (отчасти, конечно же, и в силу своей массовости) публикацию романа "Лунная радуга" Сергея Павлова в «Роман-газете» (1987) предваряло Предисловие, написанное его другом Виталием Севастьяновым. И тут, ни о романе, ни о творчестве, ни о самом Писателе лучше не скажешь!
Просто процитирую, опускаю лишь начальный фрагмент с рассуждениями Виталия Ивановича о нашем будущем. Кстати, Сергей Иванович его видел иначе...
"...Иммануилу Канту принадлежат проникновенные слова: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением — звездное небо надо мною и моральный закон во мне». Мыслители всех времен и народов, так или иначе, связывали между собой космическое мироздание и человеческую мораль. Сегодня этот вопрос стоит на повестке дня практичнее, жестче. Те, для кого моральный закон служит опорой, принципом жизни, видят в звездных далях манящую красоту, богатые возможности для научных исследований, арену сотрудничества. Но что можно сказать о душе тех, кто, глядя в звездное небо, прельщается возможностью звездных войн, романтизирует апологетику звездных боёв?..
Человечеству нужен и полезен только мирный космос. За порогом третьего тысячелетия жителям нашей маленькой голубой Земли волей-неволей придется осваивать территории и природные богатства астероидов, лун, планет всей Солнечной системы, максимально использовать лучистую энергию в окрестностях своего светила. Сейчас уже ясно, что космическая дорога людей не будет ни легкой, ни гладкой. Глубоко безнравственными выглядят старания прибавить к естественным препятствиям на космической дороге завалы смертельно опасного для всей цивилизации космического оружия. И без того препятствий на пути звездной миссии человечества ожидается слишком много. О некоторых из них современная наука Может говорить с определенной долей уверенности, о других теоретики освоения Солнечной системы могут только догадываться. Собственно, эта тема и является доминирующей в романе Сергея Павлова «Лунная радуга».
Этот роман произвел на меня большое впечатление. Среди изданных за последнее десятилетие фантастических произведений «Лунная радуга» выделяется заложенной в ней проблемностью, глубиной и грамотностью тематической разработки. К достоинствам романа, видимо, следует отнести и утонченный психологизм, присущий всем без исключения действующим лицам, и сюжетную напряженность, и занимательность, и какой-то особый оптимизм, не оставляющий сомнений в торжестве справедливости, разума, коммунизма... Закономерно, что роман «Лунная радуга» сразу после выхода в свет получил большой общественный резонанс, а в 1985 году Сергею Павлову был присужден почетный в мире фантастики приз «Аэлита», изготовленный уральскими мастерами из местных драгоценных камней.
Я давно с интересом наблюдаю за творческой эволюцией Сергея Павлова и, кстати сказать, знаю его еще со школьной скамьи (мы учились в школе им. Н. Островского в городе Сочи). После окончания школы наши профессиональные дороги разошлись. Профессия инженера-геофизика повела будущего писателя по нелегким, но романтическим дорогам геологоразведочных экспедиций: Средняя Азия, Арктика, Сибирь. И в этом смысле в его судьбе есть много сходного с судьбой Ивана Антоновича Ефремова, замечательного советского ученого, писателя, путешественника, автора знаменитого научно-фантастического романа «Туманность Андромеды». Незадолго до своей кончины Иван Антонович сказал: «Для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будут песок и пыль на мертвой планете». На мой взгляд, это своеобразное завещание Ивана Ефремова и объединяет разнохарактерных по творческой манере мастеров жанра фантастики в литературную «школу Ефремова», к которой по духу и направлению творческих поисков имеет прямое отношение Сергей Павлов. Кстати, литературный дебют молодого писателя-фантаста состоялся еще при жизни самого зачинателя этой «школы»: Ефремов прочитал первый фантастический роман Павлова «Акванавты» и дал ему высокую оценку. Лучшие научно-фантастические произведения Павлова «Чердак Вселенной», «Неуловимый прайд» и «Лунная радуга» — существенный вклад в достижения ефремовской «школы».
О художественных достоинствах «Лунной радуги» читатели «Роман-газеты», конечно, составят собственное мнение. Мне как космонавту хотелось бы отметить здесь уверенный профессионализм автора в описаниях специфики труда моих коллег в Будущем. Такого рода проницательность — это, по-видимому, результат сильного увлечения автора при «вхождении в образ». Полушутя он как-то сказал о себе: «Я космонавт, который не летал». Павлов обладает редким для писателей-фантастов даром очень реалистически изображать фантастические ситуации. Это в сочетании с психологической достоверностью характеров его героев и с богатством сочинительского воображения и составляет, по-моему, основополагающую триаду главных качеств его таланта. Фантастические миры, живописно смоделированные на страницах произведений Сергея Павлова, всегда плотно населены, осязаемы, зримы. Хочется пожелать ему дальнейших творческих успехов.
Виталий Севастьянов,
летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза
1987"
Вывод
Среди друзей Писателя было много космонавтов разных поколений. Возможно, отсюда и реализм его фантастических миров? Обязательно почитайте Сергея Павлова!
Дочитали? Большое вам спасибо! Буду рад "лайку" и комментарию. А о том, чтобы вы подписались на мой канал "Великое Внеземелье" просто мечтаю! Синхронной безекции!
С уважением, Ваш ISNik
А в начале было Слово
Мои публикации о С.И. Павлове
- Аэлита Павлова. Фотосессия
- Его миры осязаемы