Найти в Дзене

Если Бога нет, то всё разрешено?

На чём держится современная этика? Почему убивать друг друга плохо, а дарить друг другу подарки - хорошо? Кто это сказал и почему мы должны ему верить?

Разные школы философов пытались построить этику на разных основаниях, от законов божьих до естественных прав. Однако все эти своды правил и моральных предписаний, кроме, возможно, теологических вариантов, сводятся к какому-то постулату, который провозглашается самим собой очевидным. Например, мы должны просто принять, что у человека есть право на жизнь, право не получать телесные повреждения, право на свободу слова и так далее. Или самим собой очевидным может провозглашаться максима о том, что страдания каждого человека считаются одинаково, и мы не должны думать и заботиться исключительно о себе любимом. Но все эти догмы носят субъективный характер.

Какой-то великий философ может утверждать, что я должен заботиться о своих родителях как о самом себе, а я говорю, что я должен заботиться только о себе и ни о ком больше. Кто из нас прав? Факт в том, что мы оба правы внутри своих собственных систем ценностей, и никак невозможно определить какая из систем более "правильная". Если Бога нет, то нет никакого судьи, кто мог бы возвысить один свод правил и низвергнуть другой.

Питер Сингер сформулировал одну из наиболее импонирующих мне этик
Питер Сингер сформулировал одну из наиболее импонирующих мне этик

Таким образом, нет ничего объективно неправильного в том, чтобы сломать палец оскорбившему вас подростку на улице. Если ваша философия построена на том, что важно только вашего благосостояние и ничьё больше, то это будет совершенно правильный поступок, если предположить, что вы не будете никак наказаны.

Мораль, построенная по принципу "кто сильнее, тот и прав", тоже этика
Мораль, построенная по принципу "кто сильнее, тот и прав", тоже этика

Кому-то такой вывод может показаться чересчур жестоким, вредным или опасным. Но с этим, к сожалению, ничего нельзя поделать, ни одна философия не лучше и не хуже другой, и каждый должен выбирать сам ту этику, которая кажется ему наиболее удовлетворительной.