Наталья Верина из деревни Жорновка Березинского района больше года работала у частника швеей. Первое время все вроде устраивало, но потом девушка поняла: хочет не просто орудовать иголкой и ниткой, а создавать эксклюзивные, дизайнерские вещи. Переборов в себе все страхи и сомнения, подалась в бизнес: два месяца назад открыла на дому ателье по ремонту одежды и изготовлению вязаных изделий. Постоянных клиентов, говорит, пока нет, но заказы поступают регулярно. Корреспонденты МЛЫН.BY встретились с сельской бизнес-леди и узнали, почему в деревне можно (и нужно) открывать ИП, тем более что там это сделать гораздо проще, чем в городе.
Репутация = качество
Переступаешь порог мастерской — и сразу понимаешь, что ты в гостях у творческого человека, который не просто выполняет заказы, а творит, фантазирует. На подоконнике ждут своего часа несколько больших коробок с нитками всех калибров и цветов. Рядом — ящички, доверху заполненные молниями, пуговицами, стразами, бисером, тесьмой, аппликациями, ленточками… Так и хочется все пощупать!
Не обращая на нас внимания, Наталья что-то строчит на швейной машинке: время от времени останавливается, оценивающе осматривает работу и, подсунув ткань под лапку машинки, снова продолжает мастерить. Как позже объяснит девушка, буквально вчера она получила крупный заказ — клиентка принесла 2,5-метровую штору, попросила обработать края и наложить тесьму. Работа хоть и несложная, но требует внимательности.
— Чтобы клиент из разряда «случайного» перешел в разряд «постоянного», его нужно заинтересовать: ценой, качеством, сроком исполнения заказа, — Наталья, наконец, сделала небольшой 15-минутный перерыв в работе. — Насчет качества я в себе уверена: как-никак, много лет занималась ремесленничеством, работала швеей в частной фирме. Что касается сроков, оставлять заказы на последний момент не в моих правилах, а если клиент просит поторопиться, пойду ему навстречу и сделаю все быстро, причем без доплаты. Цена тоже многих удивляет: укоротить брюки или юбку можно за 5 рублей, вставить молнию в куртку за 8 рублей. За эти же услуги в Доме быта в Березино возьмут больше.
Превратить хобби в заработок Наталья мечтала давно — правда, идея эта как-то упрямо не хотела совпадать с реальностью. Одно время она работала в школе учителем трудов, занималась торговлей, была домохозяйкой, пробовала себя в ремесленной деятельности… Но хотелось больше: претворять в жизнь необычные модные идеи, делать эксклюзивные вещи под заказ. Для этого нужно было зарегистрировать ИП и купить дорогое оборудование — все упиралось в деньги.
От кого-то из знакомых Наталья услышала, что можно взять субсидию на открытие своего дела:
— Получить безвозмездно средства и начать заниматься делом, к которому лежит душа — казалось, это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но в управлении по труду, занятости и социальной защите Березинского райисполкома меня убедили: деньги дадут, но не просто так, а под грамотно составленный бизнес-план. Чтобы немного «подковаться» в теории, предложили пройти курсы по основам предпринимательской деятельности. Там же научили, как вести документацию, платить налоги.
На открытие ИП девушке, как жительнице сельской местности, полагалось 15 БПМ — на тот момент более 37 тысяч рублей. Этих денег хватило, чтобы купить пятиниточный оверлок, парогенератор, манекен, расходные материалы… Пошли в ход и собственные сбережения: их мастерица потратила на рекламу, изготовление визиток.
Наталья признается: даже когда занималась непосредственно открытием ателье, сильно переживала — будет ли услуга востребована на селе? С одной стороны, Жорновка не мелкий населенный пункт: постоянно здесь проживает порядка 240 человек. А с другой — в городе есть комбинат бытового обслуживания, где и обметают, и молнию вставят, и пошьют все что угодно. Станут ли люди менять привычки?
— В первый же день, как открылась на дому, пошли клиенты. Помню даже свой первый заказ: женщина принесла обметать юбку. Постепенно обо мне стали узнавать: спасибо сарафанному радио, — с улыбкой говорит молодая предпринимательница. — Чтобы не потерять клиентов, приходится порой выходными жертвовать: у меня воскресенье и понедельник нерабочие дни, но ведь я все равно нахожусь дома. Вот люди и идут.
Наш разговор прервали две женщины: одна пришла за готовым заказом, другая принесла две пары брюк, попросила укоротить.
— Соседка посоветовала сюда обратиться, — говорит женщина, представившись Марией. — Не скажу, что в районе больше нет ремонтных ателье, но я доверяю частникам. В столице, может, и по-другому, но на периферии люди стараются работать так, чтобы клиент остался доволен качеством. Березинский район небольшой, все друг друга знают, и портить репутацию плохо выполненной работой здесь не станут.
Хочешь зарабатывать — умей крутиться
С каждым днем клиентов в ателье становится больше. В среднем в неделю Наталья принимает по 35-40 заказов.
— Сейчас работаю над десятью заявками, еще четыре готовы: можно забирать. В основном обращаются по ремонту одежды: заменить молнию, укоротить брюки или юбку, заменить воротник, манжету, установить кнопки или пуговицы. Здесь не такое широкое поле для фантазии. Другое дело — изготовление вязаных изделий на заказ. Тут уже можно показать все, на что способен, сделать по-настоящему эксклюзивную вещь. Ограничений нет: вяжу костюмы, комплекты для детей и взрослых, головные уборы, сумочки… Недавно девушка приходила: просила связать ей кардиган на осень. Малышам заказывают вязаные костюмчики — это и теплее, и натуральнее. Скоро зима: думаю, пойдут заказы на шапки и шарфы. Мне бы хотелось больше работать именно творчески: вязать вещи по индивидуальным заказам. Их пока не так много, но я ведь только становлюсь на ноги, нарабатываю клиентскую базу.
А чтобы ускорить этот процесс и обеспечить себя постоянными клиентами, Наталья арендовала небольшое помещение в городе, где также работает и принимает заказы. В месяц за аренду платит всего 50 рублей, зато теперь среди ее клиентов не только сельские жители, но и горожане.
— Надо крутиться, самой искать и привлекать клиентов. Смогу охватить сразу несколько деревень и городов. Будет много заказов — соответственно, пойдут в рост доходы. В принципе, с учетом всех трат на расходные материалы, коммуналку и прочее — на первых порах 700-800 рублей в месяц зарабатывать хотелось бы. Думаю, это реально. А там, если все будет получаться, можно и расширить бизнес, нанять в штат людей. Когда-то я сама была наемным работником, а теперь у меня есть все шансы стать работодателем.
В будущее начинающий предприниматель смотрит с энтузиазмом и нисколько не жалеет, что занялась бизнесом на селе:
— По большому счету, это не важно, какая у тебя прописка: сельская или городская. Тот, кто хочет работать и зарабатывать, может это делать везде. Жизнь в деревне сегодня не на много отличается от городской: есть все коммуникации, интернет, магазины… А вот желания и целеустремленности у многих, к сожалению, не хватает. Хотя государство поддерживает, всячески стимулирует сельских предпринимателей, предоставляя им льготы: по-моему, это веская причина, чтобы попробовать себя в бизнесе и стать самому себе хозяином.
Компетентно
Начальник управления по труду, занятости и социальной защите Березинского райисполкома Ольга Колячко:
— Разведение птиц, производство сыров, выращивание ягод, швейные ателье, торговля, традиционные ремесленничество и агротуризм — идей для малого бизнеса на селе много. В последние годы мы отмечаем рост желающих открыть ИП с помощью субсидии: стабильно 5 человек в год становятся с нашей помощью бизнесменами. Причем бизнес из года в год «молодеет»: если в 2018-м самому молодому предпринимателю района, которому мы выдавали субсидию, было 32 года, то уже в 2020 году к нам обратился 22-летний парень, который открыл свое ИП в деревне. Тенденция хорошая и многообещающая, ведь бизнес на селе способствует возрождению малых населенных пунктов, в том числе через создание новых рабочих мест.
Галина Наркевич
Фото: Павел Шнип