«Бумер». Страх подсознания.
Давайте сразу договоримся, что здесь нет никаких бандитов и ментов. (А если есть – это не более чем метафора.)
На самом деле фильм «Бумер» -- это шедевр. Шедевр отечественного кинематографа.
Шедевр, достойный понимания почти исключительно только на уровне российского менталитета.
(Ибо берут сомнения, что он окажется понятен на Западе. С их выхолощенным восприятием действительности. С их мнимыми страхами, и совсем «не существующими» проблемами.)
Фильм «Бумер» -- это шедевр. И именно так к нему и следует относиться.
(В принципе, я пойму, если найдется те, кто со мной не согласятся. Но тогда уже, на мой взгляд, этот фильм как минимум лучшее, что когда-либо было создано в России (по крайней мере, в последнее время - год написания статьи 2003 год).
И как мне кажется, здесь совсем не надо делать сноску на жанр. Ибо, если рассудить, какой это жанр? Триллер? Боевик? Драма?
21 век диктует свои условия жизни. И выживания в этой жизни.
И тогда уже «Бумер» -- настоящее дитя своей эпохи. Со всеми теми проблемами, какие диктует современное (нынешнее) время.
Но это лишь внешний слой. Тот, который виден поверхностным (и, позволю себе предположить, самым невнимательным) взглядом.
На самом деле фильм «Бумер» -- это эталонная модель человеческих страхов, соблазнов, дружбы, предательства, унижения, самодовольства, низости и ничтожества.
Причем, что удивительно (и как раз это заслуживает самой высочайшей оценки) – подобные состояния человеческой психики – показаны, большей частью, на подсознательном уровне.
Создатели фильма – словно на миг приоткрывают перед нами пласт человеческой души;
и от туда, как будто томящийся джин из бутылки – вырываются все человеческие пороки.
(Хотя, нет. Не все. Но и тех, которые предстали перед нами – уже более чем достаточно.)
Сказать то, что «Бумер» держит в напряжении на всем протяжении фильма – значит не сказать ничего.
Режиссер словно выхватывает из повседневной (но не той, которой живет большинство из нас) жизни какой-то подсознательный соблазн (продиктованный, опять же, состоянием души),
оператор смакует, показывая в разных ракурсах тот или иной «порок»,
и усиленный актерской работой ---он (смешиваясь с уже нашей игрой воображения) входит в наше подсознание.
Словно сливаясь с существующими (и живущими, находящимися) там другими пороками; так что уже наяву (или, верней, во все тех же образах) происходит метафорическое превращение, и мы замираем…
мы на миг (на остановившийся во времени миг) вдруг неожиданно понимаем, что это все происходит с нами.
Не надо виртуальных игр.
Достаточно точного (более чем точного) режиссерского попадания в определенную (и как будто неизвестную доселе) точку нашего подсознания – и все. Эффект мега-кратно усилен.
И уже как будто на месте героев фильма оказываются совсем даже не они – а мы. А еще вернее,-- что мы наоборот, как будто бы находимся где-то рядом, рядом с ними, но так, что не попадая в кадр – словно прочувствуем, проносим через себя их боль, страдания, потрясения…
Нравственные потрясения.
И как будто подсознательно ожидаем уже душевного перерождения. Катарсиса (очищения).
Пока, наконец, начинаем понимать, что этого и не произойдет вовсе.
И почти тот час же наступает безысходность.
И мы сквозим в этом многомерном изображении, совсем забывая: кто мы?.. есть ли у нас цель?.. существуют ли какие планы?..
А потом и вовсе понимаем, что ничего этого как будто и нет. А есть только страшная действительность. Самая настоящая реальность (жестокая в своей апогейной точке). И иного выхода как будто и не дано.
А еще чуть позже, оглядываемся и замечаем, что и сам путь назад исчез.
А быть может, его и вовсе не было. А была лишь заранее запланированная ловушка. Лабиринт. В который попали и мы с вами.
Но даже если это и так – то тогда уже это единственный лабиринт, с которого и не хочется выбираться.
И хотя почти тут же понимаешь, что в нем и совсем нельзя, невозможно, опасно, оставаться –
тут же начинаешь отдавать отчет, что сам себе ты вроде как уже и не принадлежишь.
И тебе это устраивает.
И только нет-нет, да возникает вопрос: сможешь ли ты выжить, находясь здесь?..
…И вновь и вновь ты больше чем когда-либо понимаешь, что ничего не можешь поделать…
Ибо совладать со своим бессознательным (переводя это хотя бы на уровень понимания,-- то есть в сознание) не в силах.
Это самый настоящий плен. Но зато какой желанный…
Сергей Зелинский
(психотерапевт, автор 250 книг, чемпион мира)