Найти тему
С текстами жить

Последняя сказка

Фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» у меня прежде всего ассоциируется с музыкой Земфиры Рамазановой (первый раз фильм я посмотрела именно из-за музыки). Написанная специально для этого фильма, она усиливает производимый видеорядом эффект и делает его еще ярче и глубже. «Последнюю сказку Риты» можно отнести к альтернативному, авторскому кино. Этот фильм, наверное, интересен тем, кто привык к честному внутреннему диалогу. Смерти боятся многие, но не все об этом говорят. Рената Литвинова ломает сложившиеся стереотипы и максимально полно рассказывает о своих переживаниях, поднимает тему страха смерти и беспомощности, беззащитности человека перед этим процессом. Образ смерти в фильме романтизирован, смерть наделена человеческими качествами: она красива, мудра, любит животных, идет на компромиссы ради понравившихся ей людей (устраивается на самую низкооплачиваемую работу в аварийный корпус). Именно люди делают ее страшной, жестокой, циничной и пошлой (Сон 2 Риты Готье). Смерть в исполнении Ренаты Литвиновой очень женственна и гуманна. Она сочиняет сказку про памятник Гагарину для Коли, понимая, через что ему придется пройти, и, не имея возможности отпустить к нему на свидание Риту, воплощает эту сказку в жизнь (заключительный кадр, где памятник Гагарину напротив окна Коли поднимает руки вверх). Да и фильм в целом похож на странную, временами смешную и немного страшную сказку для взрослых детей, которую автор от лица смерти рассказывает в первую очередь самому себе, вразумляя, утешая и успокаивая. Этот фильм о самой последней и самой важной сказке в жизни каждого, которую кроме тебя самого тебе никто не расскажет, потому что смерть твоя и сказка эта тоже только твоя, лучше тебя ее никто не знает. Это при рождении с тобой та, которая расскажет тебе первую сказку жизни, а там, за незримой чертой, вместо мамы смерть-утешительница, избавительница и заступница. И никак без нее не обойтись. И чтобы смочь рассказать себе эту последнюю, надо всю жизнь тренироваться и рассказывать себе разные сказки: о любви, верности, предательстве, зависти, пошлости, глупости, чтобы с этой, последней, самой важной не оплошать, не сфальшивить, не испортить ее. А по-другому не получится. Да и не стоит.