Сегодня во всем мире черный в макияже используется для подчеркивания формы глаз и бровей — с некоторыми исключениями. Откуда это стремление затемнять и оттенять черты лица, привлекая к ним внимание? Если верить старой поговорке, одна из причин состоит в том, что глаза — это зеркало души. Хотя понятия о привлекательности в разные времена и в разных странах и культурах отличались, важность глаз (с макияжем или без) оставалась неизменной. Даже Библия не обходит их стороной: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло».
Но почему именно черный цвет? Наравне с охрой это один из самых древних пигментов, который использовался еще в наскальной живописи эпохи неолита. Чтобы рисовать, пещерный человек использовал уголь и окись марганца. Подобно красному, с черным связана цепочка сложных и часто противоречивых ассоциаций: он может символизировать траур, смерть, власть, секретность, драматичность и много чего еще. Из всех разновидностей декоративной косметики черного цвета, доступной в наши дни, наибольшей популярностью пользуется, без сомнения, карандаш-кайал. Даже человек, не особо интересующийся косметикой, вспоминая эру немого кино, или эпоху битников и хиппи пятидесятых и шестидесятых, или модный в начале девяностых стиль «гранж», вспомнит густо подведенные кайалом глаза актрис и подружек «детей цветов». Происхождение некоторых приемов макияжа бывает определить не так-то просто. Но то, что кайал — изобретение древних египтян, это общепризнанный факт. Трудно найти хотя бы одну древнеегипетскую картину или скульптуру, где человек был бы изображен без густо очерченных глаз и бровей.
Самое удивительное, что сегодняшний кайал не так уж и отличается от того, которым пользовались несколько тысячелетий назад. Инструменты для нанесения и хранения тоже схожи: настоящие кайалы продаются в баночке и с аппликатором в форме палочки.
Но откуда вообще возникла идея подведения контура глаз? Есть две основные теории. Первая — и все набирающая популярность — состоит в том, что макияж имел медицинские функции и должен был защищать глаза от инфекций и палящего солнца. Если вспомнить, что большинство древних египтян проживали в сухих пыльных пустынях или в болотистых топях вдоль берегов Нила, становится понятно, что необходимость в защите — а особенно защите нежной кожи вокруг глаз — была действительно велика. Согласно второй теории, кайал имеет символический и даже священный религиозный смысл. Историки и антропологи неоднократно указывали на связь густо очерченных кайалом глаз с Гором, древнеегипетским богом, который чаще всего изображался в виде сокола. Глаз Гора («уаджет», или «уджат») — защитный талисман — был жирно очерчен по контуру. Из чего и был сделан вывод о «священном» происхождении этого приема в макияже.
Афинянки, подчеркивая глаза, предпочитали использовать антимонит, жженую пробку и золу. Брови затемняли краской на основе золы (если на переносице они сливались в одну линию, в духе Фриды Кало, — еще лучше: именно это считалось знаком красоты; той же моде следовали римлянки, которые использовали сурьму, свинец или золу). В греко-римские времена считалось, что добавление к черному пигменту белой краски превращало средство макияжа в медицинское средство — скорее всего, благодаря содержанию окиси азота. Однако сильное акцентирование глаз в Древнем Риме считалось прерогативой дам с сомнительной репутацией: мужчине и женщине не полагалось встречаться взглядами, такой контакт считался сексуальным и эротическим.
Сегодня черный цвет в макияже глаз настолько популярен, что трудно представить времена, когда он не использовался. Однако несмотря на главенствующую роль кайала в древние времена — и его активное применение в более поздние периоды в Индии, в Южной Азии, на Ближнем Востоке и в некоторых частях Африки для религиозных, медицинских и косметических целей, — так любимое в Европе после падения Римской империи бледнокожее нарумяненное лицо с минимальным украшением глаз оставалось идеалом красоты с периода Средневековья до эдвардианской эпохи. Получается, что явно подчеркнутые черным глаза вышли из моды более тысячи лет назад, чтобы затем вернуться в 1920-х — и остаться навсегда.
Открытие гробницы Тутанхамона в 1923 году — и вызванный этим всплеск интереса ко всему древнему и экзотичному — сыграло огромную роль в возвращении в наш косметический арсенал подводки для глаз; закрепили успех Голливуд и тот факт, что женщины начинали чувствовать себя более свободно и позволять себе заметный макияж, не боясь общественного порицания. С тех пор тенденции и технологии поменялись, но наша любовь к черной краске осталась неизменной. В XXI веке графичную черную подводку можно одинаково легко встретить и на съемках Болливуда, и на улицах Берлина, и на подиумах Парижа.
Переработанный текст из книги "Краски" Лизы Элдридж (креативный директор Lancome)
Более подробную информацию смотрите здесь http://abrecht.tilda.ws