Я хочу рассказать о людях, которые дали мне жизнь. Речь пойдет не о родителях, а о моих бабушке и деде. О том, в какую эпоху им довелось жить, трудиться и строить будущее своих детей. Эти люди заслуживают внимания, уважения и того, чтобы я познакомил вас с их бытом. Хотя, уверен, история моих родственников в чем-то похожа на истории их современников. В эпоху равенства и братства 1950-х граждане Великой страны имели схожие биографии. И все-таки судьба каждого человека уникальна, поэтому я поделюсь с вами историей моих близких.
Мои дедушка Николай и бабушка Вера проживали в деревне Ямбирно Рязанской области. Деревня, в которой прошла их жизнь, практически не отличалась от других. Чтобы выжить, необходимо было тяжело трудиться. Большинство жителей села Ямбирно работали на карьере, добывая щебень. В 1990-х он закрылся, но пару лет назад заработал снова.
Другие ходили на баржах и катерах, занимались рыбной ловлей. Рыбачили по старинке с неводом, а затем часть улова сдавали в магазин на продажу, остальное делили между собой . (Все знали Толю Рыбака и его коронную фразу, когда ребятня присоединялась к вытаскиванию сети и помогали рыбакам в надежде урвать большого сома или щуку: – Спасибо, молодцы ребята! – Хватайте добычу, сетку не рвите, но рыбу берите не больше своего сикулька!)
Разумеется, каждый хороший хозяин имел во дворе огород, ухаживал за домашним скотом и птицей. Как правило, хозяйство держали на три дома. Был деревне и колхоз. Сегодня от него остались одни руины.
На майские праздники все жители деревни сажали картофель. Хватало не только, чтобы запастись на зиму, но и на продажу. В августе продавать картошку ездили в Москву. Если везло, продавали прямо по дороге, привлекая внимание проезжающих мимо фур. Если везло меньше, путешествовали в столицу в кузове автомобиля. Женщины находили время для вязания. Массово вязали носки и варежки, а затем тоже продавали их заезжим водителям. Насколько я знаю, этот промысел не утратил своей актуальности и по сей день. Носки-то, вещь на все времена нужная. Иными словами, крутились, как могли. Было не до депрессий, не до густи, от которых страдает современное поколение. На это просто не оставалось времени.
Однако не одним лишь тяжким трудом жили деревенские люди в 1950-е. Из развлекательных мероприятий были походы в сельский дом культуры. Кружки самодеятельности создавались по собственной инициативе, и поддержка осуществлялась руками их участников. Позже, в эпоху 90-х женскую часть населения охватила магия мексиканских сериалов. Тогда их с упоением и замиранием сердца смотрели все зрители постсоветского пространства. Однако на жителей деревень экзотические страсти производили самое сильное впечатление.
По моим наблюдениям (и вы почти наверняка согласитесь) жители деревень выделялись в толпе городских. Особенно это было заметно, если они попадали в столицу. Некоторые насмехаются над деревенскими, но в 50-е это происходило реже, ведь в СССР тяжело трудились все. Жители деревень были заняты сельским хозяйством, а горожане работали на заводах и фабриках. Рабочий класс являлся основой социалистического общества. Однако деревенских всегда выдавала душевная простота, незатейливость в выборе одежды и акцент. Убранство домов было скромным. Я помню много старинных, переживших войну икон на стенах, накрытый бабушкой стол и запах свежей выпечки.
Природа здешних мест ни с чем не сравнима. Бескрайние поля, хвойные и лиственные леса, магическое звездное небо по ночам. Нигде звезды не светят так ярко, как здесь. Нигде больше не видел такого большого их количества.
Я люблю приезжать сюда. Здесь отдыхает и душа, и тело, и разум. Недаром человек тянется к своим корням, ведь они питают его, дарят поддержку и силы. Не забывайте о своих предках, почитайте их и те места, в которые спустя много лет хочется возвращаться вновь и вновь.