Мы привыкли представлять образ русалки по описаниям европейских писателей, а Диснеевская Ариэль и вовсе далека от того, как на самом деле представляли наши предки этих мифологических существ.
Только в XIX веке русалка стала обладательницей рыбьего хвоста, а вот в мифологии славян образ русалки был следующим. В зависимости от местности, где жили люди, они описывали русалок по-своему. Первое описание – это очень красивая молодая девушка, с длинными черными или темно-зелеными волосами, носившая похоронную рубашку или абсолютно голая. Образ второй –противоположный: уродливая женщина, с длинными волосами, спутанными и растрепанными, абсолютно нагая, с большой грудью.
Славяне не называли этих дев русалками, их величали щекотихами, мавками, водянихами. В одном совпадало представление о русалках славян с европейцами – то, что это девы – злые духи, которые могли причинить человеку вред.
Кто же становился русалками. Считалось, что это либо некрещенные умершие дети, либо незамужние девушки, либо утопленницы.
Современное представление о русалках появилось, как уже говорилось выше под влиянием западной культуры, именно у них русалка была с рыбьим хвостом. Славянские же русалки были двуногие, хорошо бегали и прыгали, часто отдыхали в гуще деревьев, на ветках. Поэтому у Пушкина «русалка на ветвях сидит»
Само же слово «русалка» пришло к нам из латинского языка и обозначает праздник роз «розалия». Это поминальный праздник, когда чествовали усопших с обрядами и песнопениями.
Фото из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца.