В XXI веке тема женского служения снова поднимается в Христианских общинах. Данный вывод можно сделать из происходящих на Западе выступлений различных женских объединений. Женщины поднимают вопрос женского служения в церкви не просто так, они хотят быть услышанными на более высоком уровне и иметь равные с мужчинами власть и возможности.
В истории Церкви вопрос о служении женщин не является чем-то новым. Выдвинутые западными феминистками обвинения в женоненавистничестве, вызывающие сейчас бурную полемику в религиозных кругах, требуют анализа. Однако, вопрос «о женском священстве» не затрагивается в Священном Писании, а, собственно, возникает благодаря выше обозначенной полемике. Данное мнение подтверждается, например, выступлениями der Katholischen Frauengemeinschaft Deutschlands (kfd). Они настаивают на допущении женщин ко всем церковным должностям, в том числе и священнической.
Однако, обращаясь к источникам, мы можем заключить, что нигде, в Православной или же Католической традиции, нет точных упоминаний о женском священстве, а лишь многочисленные отрывки об их служении, как стариц, дев и диаконисс. Также встречаются упоминания о женщинах-пророках, которые называются даже равноапостольными. Например, упоминание пророчиц Анны, Деворы и Мариам. Они учили, служили в церкви и несли апостольские функции, наравне с мужчинами, но после упоминаний о них становится все меньше, и мы уже читаем о чине вдов и стариц. Поэтому, возможно лишь наблюдать тенденцию развития женского служения, начиная с апостолького века и до нашего времени.
Данный вопрос также можно рассматривать, как попытку «преодоления пола», выход на новый уровень, дабы доказать, ссылаясь на Э. Бер-Сижель, что главной функцией женщины больше не является одно только материнство. Это стремление женщин выполнять в социуме и мужские функции, чтобы максимально стереть границы между социальными ролями женщины и мужчины в обществе, Бер-Сижель хочет видеть в будущем «андрогинное общество».
Начиная с древности, во многих цивилизациях существовало множество культов, но культы эти разделяли своих последователей по половому признаку, что привело к возникновению женских культов для женщин, например, культ богини домашнего очага Весты в Древнегреческой цивилизации или культ Изиды в Египте. Мужские же культы не являлись чем-то отдельным или исключительным, мужчина встает на первое место уже тогда, например, культ Императора-Бога, живого воплощения Зевса или Марса, сильного и непобедимого.
Однако, люди древности видели во всех процессах и силах Природы неразрывную гармонию мужского и женского начал. Женская энергия проявляется в зарождении новой жизни и позже на основе этого возникает культ Богини-Матери. Данный культ, который носил универсальный характер. Богиня-Мать – это Земля и Природа, которая заключает в себе всю творческую энергию жизни и идею материнства.
С возникновением Христианства женщина получает большее внимание. Например, одной из важнейших является роль Богородицы в деле богоявления и рождения Христа. Культ Богородицы уходит своими корнями в вышеупомянутый культ Богини-Матери и, везде почитаемых, богинь Земли и Плодородия. Появляются женские праздники, например, в третью неделю после Пасхи церковь прославляет святых жен-мироносиц.
Но главный вопрос все еще остается, может ли женщина уравняться в правах с мужчиной в церкви, ведь божественная благодать нисходит на женщин равно, как и на мужчин, но женское служение все еще ведется женщинами для женщин.
Женщины через призму Священного Писания.
Хоть в Священном Писании и нет четких упоминаний женского служения, но все же, значительная роль в нем отводиться именно женщинам. Самыми яркими примерами этого мы можем считать Пресвятую Деву Марию, Богородицу, а также жен-мироносиц, которые были свидетельницами крестных страданий Христа.
Богородица.
Современный образ Богоматери сложился не сразу и за всю историю Христианства претерпел некоторые изменения. Образ Ее складывался, основываясь на древних культах Богини-Матери, которые оказали на него сильное влияние.
Образ Девы Марии, родившей сына в муках был понятен женщинам того времени. Она олицетворяла и олицетворяет сильную женскую волю, также есть мнение, что через муки Богородицы искупается грех Евы и часть первородного греха человека, ведь искупление греха Христом стало возможно только после его земного рождения Девой Марией. Данное мнение сложилось в Христианской традиции, примерно в III – V в.в н.э.
В произведении «Панарион» епископ Кипрский Епифаний указывает на две секты, придерживавшихся двух абсолютно противоположных мнений насчет образа Девы Марии. Сторонники одной секты считали Марию обычной женщиной, которая после рождения Христа имела еще нескольких детей с Иосифом. А другая секта считала Деву Марию Царицей Небесной, поклонялась ей, устраивала праздники и жертвоприношения. Сам же Епифаний Кипрский позже занимает нейтральную позицию между двумя учениями. Он пишет о том, что Деву Марию следует почитать, однако не как богиню, не следует приносить ей жертвы и поклоняться.
Образ Девы Марии не раз вызывал споры вокруг себя. Разгар их пришелся на Vв. из-за выступлений Константинопольского патриарха Нестория. В соответствии с его учением он предлагал называть Деву Марию не Богородицей, а человекородицей, просто матерью, родившей человека Иисуса, ведь «ибо творение не может родить творца». Почитание Девы Марии за божество он считал язычеством, по мнению Нестория Христос и Мария встали на место богов Олимпийских, языческих.
В дельнейшем, по мере развития Христианства, развивался и культ почитания Девы Марии, как Богородицы. Изначально, Христианство вобрало в себя множество языческих традиций, однако, в последствии, когда количество праздников в честь Пресвятой Девы начало расти, начала вырабатываться и собственная христианская, в том числе и Православная, традиция почитания. А сама Богоматерь превратилась в глазах верующих в главную заступницу, покровительницу угнетенных и обездоленных.
Жены мироносицы.
«Через женщину в мир вошло и высшее благо» . Эти слова монахини Кассии о женщинах, а именно, о святых женах-мироносицах, которые были свидетельницами крестной смерти Христа. Жены-мироносицы – это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Сусанна, Саломия, Марфа и Мария и другие. Эти женщины были не просто свидетельницами страданий Христа на кресте, но и оставались с Ним до самого конца. Они, преодолев страх, отправились ночью ко Гробу Господню. Именно они, а не ученики Христа, не апостолы. Эти женщины первыми узнают о Воскресении из-за их самоотверженного служения, их силы и воли. Жены-мироносицы не были избраны Христом для служения, они решились на это своей волей, несмотря на трудности служения. Поход жен-мироносиц ко Гробу упоминается во многих источников и ему уделяется значительное внимание.
Несмотря на самоотверженность жен-мироносиц и почитание Девы Марии, как Богородицы и матери Спасителя Иисуса Христа, в Священном Писании есть четкие указания на иерархичность полов, а история Церкви приводи множество свидетельств невозможности женского священства. Например, вышеупомянутый свящ. Епифаний Кипрский в своем труде против ересей, обличая коллиридиан, пишет: “от века никогда не священнодействовала женщина, даже и сама Ева” .
Сайты и литература, где можно ознакомиться со всеми приведенными цитатами и произведениями:
Католическое женское объединение Германии.
https://www.kathkarlsruhe.de/html/content/katholische_frauengemeinschaft_deutschlands_kfd388.html
« katholische Frauenverband in Deutschland drängt auf den Zugang von Frauen zu allen kirchlichen Diensten und Ämtern. Auch zum Priesteramt. » https://www.dw.com/de/die-kirche-die-frauen-die-macht/a-50517692
«A Monk of the Eastern Church», in: Orthodox Spirituality. London, 1945, p.64-65
V.N.Harrison. «Male and Female in Cappadacian Theology», in: Journal of Theological Studies. Oxford, 1990-8.Voir aussi Contacts, n. 179, 1997-2
«Иисус Христос в документах истории», Епифаний Кипрский. Панарион, LXXVIII «7. Услышал я от кого-то, что некоторые дерзают говорить о Ней (Деве Марии), будто Она после рождения ...»