Найти тему

Гонки головного мозга или как Бэйл худел последний раз в жизни

История вспыльчивого Кена Майлза, находчивого Кэрролла Шелби и принципиального Генри Форда… The Two (это важно). Новая биографическая драма от режиссера «Логана» Джеймса Мангольда вышла отчаянной и реалистичной. Ниже о том, как кинематографическое наследие «Гонки» Ховарда не посрамили, а приумножили. Создатели нового продукта из Голливуда превратили реальное противостояние масс-маркет «Форда» и уникальных металлических жеребцов «Феррари» конца 60-х XX века в яркую и бескомпромиссную(за редкими исключениями) драму драму.

«Основано на реальных событиях» – не пустой звук, но и большого смысла ему придавать не стоит. Видимо так решили сценаристы «Ford vs. Ferrari» братья Баттеруорт. Однако, в разрез с этим идут события на экране: ничего не помешало Бэйлу и Деймону один из мощнейших перфомансов 2k19 и убедить в правдивости истории даже самых суровых критиков. Обо всем не по порядку.

-2

Кен Майлз и его жизнь переступили через сражения Второй Мировой и достаточно почтенный для гонщика возраст, на момент Ле-Мана британцу было 48 лет. Но воинственность, ясный ум и неуступчивость никуда не делись. Со своим верным товарищем – Кэрроллом Шелби – они ставят задачу создать совершенный автомобиль для победы в главных гонках на выносливость на планете – 24 часа Ле-Мана. Бизнес-целью их боссов из Ford являлся новый виток популяризации машин концерна в Европе. Спойлер: у мужчин с подшипниками в голове все получилось.

В центре сюжета личность Кеннета Генри Майлза. История автогонок запомнила его, как талантливого гонщика и механика по прозвищу «Ятреб» (из-за выдающегося носа его так прозвали еще в начале карьеры, а по причине выбора актера в фильме об этой особенности ни слова). Зрителям дозированно рассказывают о его семье и взаимоотношениях с мистером Шелби. Глава Shelby American Inc в сотрудничестве с Майлзом разрабатывает достойного конкурента для «Корветта» от «Шевроле» – AC Cobra/Shelby Cobra. На таких машинах Кен и его партнеры по команде добиваются впечатляющих результатов в американских рейсовых соревнованиях. 

-3

Параллельно «Форд» решают сделать упор на гоночную программу и сначала идут по легкому пути: боссы концерна ведут переговоры со скудерией «Феррари», но сеньор Энцо прямо и откровенно отправляет американских менеджеров напомнить внуку Генри Форда, что он лишь The Two… 

Здесь пути гиганта автостроения и главных героев нашей драмы сходятся. Механики под руководством Шелби создают монстра, который так и рвется взлететь. Ford GT40 первой версии из-за неуправляемости выиграл «лишь» две из трех главных гонок на выносливость. К сожалению, неудача машину настигла именно в Ле-Мане. На французской трассе международное сообщество увидело крах американского аппарата. Машину отправили на доработку и в межсезонье Кен и Кэролл создали легендарный Mk II с 7-литровым двигателем (неавтогикам; для сравнения у быстрейшего серийного авто на данный момент 5-литровый мотор).

-4

Пикантности ситуации с Майлзом добавляет отношение к нему верхушки «Форд»: по сюжету, в 1965 гонщика оставляют за бортом миссии по захвату Европы через 24-часовую гонку в Ле-Мане. Причина по словам босса гоночной программы Лео Биби в скверном характере британца и его маркетинговой непривлекательности. В реальности же его «летательный аппарат», как и машины товарищей, просто не добирается до финиша. Но Баттеруорты решили подкрутить драматизм и противопоставление человека за рулем и корпоративной машины. Зачем? Вопрос открытый. 

В 66-ом испытатель и опытный покоритель трасс вновь взял «домашние» Дайтону и Себринг, в этот раз, очевидно никто не мог прокатить Кена Майлза. К тому же, в одной из самых запоминающихся сцен фильма Генри Форд Второй впечатляется новым флагманским автомобилем компании. Лично поучаствовав в ее испытании и получив пару профессиональных рекомендаций от Кэролла Шелби, глава концерна буквально плачет от скорости, гордости за «продукт» и впечатлений.

-5

Путь – зрительский и экранный – к гонке, определившей будущее Ford, длиться около полутора часов, а затем остается лишь французская трасса с вульгарно длинной прямой Mulsanne (пять с половиной километров для разгона, средняя скорость Mk II Майлза на ней превышала 350 км/ч), идеальный автомобиль и страсть. Основной задачей создателей картины было максимально погрузить аудиторию в состояние соучастия. Ее с успехом реализует оператор – победитель в номинации «Отец года» Фидон Папамайкл (штука не в фамилии, а том, что именно этот человек осенью 19-го года подарил миру идеальный способ с помощью камеры ощутить всю остросюжетность реальных гонок). В касте этой картины хватает номинантов и лауреатов на всевозможные кинонаграды, но не только Кристиана Бэйла можно смело назвать «королем перевоплощений» в своей стези: Папамайкл ответственен за размеренность и игру теней в черно-белой «Небраске» Александра Пейна, за эту работу оператор попал в шорт-лист претендентов на награду Американской Киноакадемии. Теперь грек по национальности в содружестве со старым знакомым Мангольдом (в кач-ве оператора и режиссера: «Поезд на Юму», «Переступить черту» и др.) снимает возможно самый драйвовый фильм года – неплох хамелеон, не так ли? Не дополнительным, а крайне необходимым атрибутом к картинке выступает музыка, точнее скрип колес, рев моторов и гул трибун. 

Кстати о Бэйле, еще в начале 2019 мы могли лицезреть его в полном, в прямом смысле, теле Дика Чейни в красивом опусе Адама Маккея о главном чревовещателе американской политики «Власть». Уже тогда было известно, что об уже обыденных весогонках машиниста-Брюса Уэйна-Дикки Эклунда можно забыть. Перед драмой о человеке и гонщике американец скинул 30 килограммов. «Ford vs. Ferrari» – это потрясающий тур «стандартного» Кристиана Бэйла с веселым аттракционом и wire-юмором в придачу.

-6

Дополняют его образ телевизионная актриса Катрин Балф в роли одержимой гонками жены, талантливый Ноа Джуп – сын Майлза и главный фанат своего отца, а также уже 10 лет скорее комичный, чем героичный Мэтт Деймон (вынесем за фигуральные скобки марсианскую картошку) и его успешная попытка изобразить плейбоя (семь жен) Кэролла Шелби. Молли Майлз – супруга Кена – полностью поддерживает мужа во всех его начинаниях будь то автомастерская или участие в легендарной гонке по ту сторону Атлантики. Они вместе пережили Вторую Мировую и теперь ей ничего не страшно. Их сынишка Питер как-бы вторит маме и смотрит на главу семьи с восторгом и трепетом. Глава Shelby American Inc по своей доброте и широкой душе пытается оградить своего основного подопечного от бюрократических проволочек и ментальных расстройств. Почему он это делает? Вероятно, потому что Кен напоминает Кэроллу его собственные качества и карьерный путь. 

Ну, поехали. Герои вместе со зрителями полностью отдаются гонке, скорости и соперничеству с итальянскими противниками. Глубоководное погружение зачем-то смешивают с достижениями Ford на боевом фронте. Дескать, наши самолеты помогли США и силам союзников в годы войны. Свыше 20 лет спустя мы вновь поможем стране и покажем миру нашу инженерную мощь. Не-а, мимо. Параллельно поданная история о людях, стоящих за культовой машиной и четырьмя победами к ряду в Ле-Мане, более живая, более человечная и реальная. Но даже в ней есть много неточностей. Например, зрители так и не узнают, что Кен Майлз уже участвовал в 24-часовом марафоне на выносливость во Франции. Тогда британец добрался до финиша 12-м на машине, которую собрал сам.

Вернемся в реалии 66-го года. После трудностей на старте, главный герой характерно для себя самого решает вопрос о лидере суточного заезда под звуки лебединой песни мотора основного конкурента из Ferrari. Битва, вынесенная в название, окончена спустя семь часов гонки. Основной задачей на оставшееся время является сохранность Mk II и душевного равновесия. К сожалению, баланс нарушают хорошие менеджеры/плохие психологи с верхов: Генри Форду, тому, что Второй, показалась удачной идея трезубца на финише: по задумке, три американских болида пересекут линию единовременно. Удивительно (или нет), но это не выдумка наследников братьев Гримм, а реальный факт.

-7

Дальнейшие события – по ходу Ле-Мана-66 и после него – не сразу улягутся в голове. Тот случай, когда из сладкого сна с визгом покрышек и ревом моторов, как из полотна на сцене цирка, вылетает историческая целостность. Это удручает даже самую суровую аудиторию. Let it be, sir Kenneth.

Майлз и Шелби
Майлз и Шелби
Брюс МакКларен(второй слева) и Кен Майлз (второй справа) вместе со своими вторыми пилотами
Брюс МакКларен(второй слева) и Кен Майлз (второй справа) вместе со своими вторыми пилотами
Британец на передышке в Ле-Мане
Британец на передышке в Ле-Мане
Легендарный трезубец Ford в 1966-м
Легендарный трезубец Ford в 1966-м