Симпатичная белокурая девушка из маленькой восточноевропейской страны проникновенно поёт красивую медленную песню на непонятном большинству населения мира языке. Хит с легким этническим колоритом и восточными мотивами обретает известность далеко за пределами родины. Песня называется «Nёntori». Исполняет её певица с «попугайской» фамилией – Арилена Ара, представительница «скромной» в масштабе мировой культуры страны Албании. В 2016 году хит покорила интернет-пространство, обратив на себя внимание пользователей ю-туб и существенно увеличив армию поклонников молодой албанской певицы на различных платформах.
С тех пор прошло уже несколько лет, имя певицы по-прежнему на слуху, и в последнее время упоминалось, в том числе, и в связи с несостоявшимся «коронавирусным» Евровидением, где от маленькой балканской страны должна была выступать именно она с песней «Fall From The Sky». В арсенале артистки уже несколько популярных песен как на албанском, так и на английском, но у многих она по-прежнему ассоциируется именно с «Nёntori», которая стала её «визитной карточкой».
На карте земного шара есть целый ряд стран, чья музыкальная культура прочно ассоциируется всего с одним или с несколькими широко популярными исполнителями. Для таких государств деятели поп-музыки зачастую становятся символами и героями нации, наряду с писателями, актерами и политиками, прославившими родину. Сложно спорить с тем, что албанская музыкальная культура уступает и Америке, и «большим» соседям по континенту. В то же время Арилена Ара – далеко не первая и не единственная знаменитая албанка в мировой поп-музыке. Любителям современной европейской музыки и знатокам поп-культуры известны Блеона Керети, Аурела Гаче и некоторые другие певицы из Албании, обратившие на себя внимание международного меломанского сообщества. Они представляют более старшее поколение артистов по сравнению с героиней сегодняшнего разговора. Рискну предположить, что в последние три года для большинства слушателей и представителей молодого поколения словосочетание «албанская певица» вызовет в памяти именно образ Арилены Ары.
Станет ли эта певица для Албании такой же значимой фигурой, как например, Шакира для Колумбии, или так и останется для мировой общественности певицей «одного хита» - об этом говорить пока ещё очень рано и не целесообразно, ведь по меркам музыкальной карьеры артистка находится в самом начале творческого пути. Международную известностью с песней «Nёntori» она получила, когда ей было всего 18 лет, сегодня девушке 22. К этому возрасту далеко не каждой творческой личности удается хоть как-то заявить о себе даже в формате своей собственной страны. Феномен «международной популярности» и «ранней славы» - тема сложная и неоднозначная, и наша сегодняшняя героиня - не самый характерный пример, иллюстрирующий эту тенденцию. Она интересна другим.
При ознакомлении с творчеством певицы попадалось определение «албанский самородок», и я решился вынести его в начало статьи, хотя у некоторых слушателей и музыкантов могут быть разные мнения об этой исполнительнице, её творческих способностях и секретах успеха. Я готов понять тех, кого смутит это определение.
Казалось бы, перед нами простая поющая девчонка с неплохим голосом и привлекательной внешностью, с точки зрения образа – вполне себе форматный для мировой поп-музыки исполнитель, коих тысячи в недрах национальных сцен каждой страны, но это только на первый взгляд. Образ и музыкальное содержание творчества Арилены Ары сколь привычны, столь и необычны для широкой европейской аудитории, возможно именно этим она и зацепила.
Исполнительницу выделяет внимание к национальным мотивам. И дело не только в том, что «Nёntori» исполняется на родном албанском языке. В музыке этой певицы действительно очень много албанского, и в этом смысле девушку справедливо можно назвать «голосом своей страны». Она неоднократно признавалась в том, что является ценителем родной культуры, и это просматривается в её творчестве.
Албания воспринимается многими, как «оазис Востока» на европейском континенте. На культуру этой страны восток оказал существенное, если не решающее влияние, это одно из немногих государств Европы, где ислам является важным и официально признанным элементом культурной и религиозной жизни.
Современная музыкальная культура Албании развивалась на культурном взаимодействии востока и запада. Арилена Ара для музыкальной общественности оказалась интереснейшим с точки зрения культурной идентичности примером. Её творческий облик выкристаллизовывается как раз в той точке, где соприкасается универсальная «прозападная» традиция поп-музыки и национальный компонент.
Хит «Nёntori» – характерное воплощение этого сочетания. Песня, созданная в соответствии с актуальными тенденциями западной поп-культуры, пронизана «экзотической» для европейского уха атмосферой. При первом прослушивании может показаться, что эта мелодичная и меланхоличная композиция с лирикой на национальном языке не обладает ярко выраженными признаками поп-хита. На самом деле это не так. В песне, действительно, нет яркого кульминационного взрыва в припевной части или бойкого мотива, врезающегося в память с первой ноты. Но именно в этом её шарм, прелесть и главный козырь. В таких случаях я обычно говорю, что песня обладает «скрытой хитовостью», и зачастую подобные песни оказываются намного интересней и выигрышней. К подобным лиричным, но в то же время энергетически мощным международным хитам можно отнести и песню «Молитва» Марии Ширифович, которая была спета на «непопулярном» сербском языке, и в своё время стала триумфатором Евровидения.
Мелодика песни «Nёntori» построена «по нарастающей», развиваясь, песня усиливает энергетический порыв. Манера исполнения, отлично подошедшая духу композиции, тоже играет свою роль. Энергетика, эстетика и атмосфера – вот, основные «крючочки», цепляющие слушателя.
Текст песни повествует о «потере первой любви». Любовная история лирической героини песни завершается поздней осенью, в ноябре. По-албански ноябрь будет Nentori. Это центральный образ песни, не случайно он вынесен в заглавие. Для многих людей последний предзимний месяц – пора тоски и меланхолии. Песня Арилены Ары поддерживает это мрачное настроение. Артистка поёт о ненависти к ноябрю за то, что он отнял у неё любимого. Общий драматический посыл композиции можно ощутить, даже не понимания языка, в интонациях исполнительницы присутствуют щемящие нотки.
В лучших традициях современной поп-культуры «международный успех» хита укрепило появление англоязычной версии песни. Композиция «I’m Sorry», вышедшая в 2017, стала ещё популярней албанского оригинала. Хотя с моей точки зрения в английском варианте песня звучит куда менее выразительно, утратив часть своего колорита.
На просторах Яндекс.Музыки нашлась и русскоязычная версия этой песни. Её представила певица Надин. Содержание то, она может быть и передает, но вот с музыкальной и атмосферной точки зрения кавер представляется не слишком удачным.
Несмотря на свой юный возраст, к моменту успеха хита «Nёntori» Арилену Ару лишь условно можно было назвать начинающей исполнительницей. В своей стране она уже была достаточно знаменита. Первые шаги к музыкальной славе девушка сделала ещё в юном возрасте, приняв участие в конкурсе «Юный гений». Детство уроженки города Шкодер было омрачено ранней потерей отца.
Когда будущей звезде албанской сцены исполнилось 14 лет, она стала участницей местной версии шоу «X-Factor». Сезон с участием белокурой красавицы выходил в эфире Албанского ТВ с октября 2012 по март 2013 гг. Это было первое появление исполнительницы перед широкой зрительской аудиторией. Певице удалось обратить к себе симпатии зрителей, конкурс стал трамплином в её будущей звездной карьере. Уже первый хит певицы «Aeropllan» разорвал албанские чарты.
Судя по информации «Википедии» и популярных музыкальных сервисов «Яндекс.Музыка» и Spotyfy, её дискография на данный момент ограничивается лишь синглами. После успеха «Nëntori» и «I’m Sorry» в том же 2017 году певица представила ещё несколько песен, среди них можно отметить англоязычный трек «Snow in December» и песню на родном языке «Zemër».
Это симпатичная, умеренно драматическая песня, в музыкальном оформлении доминирует акустическая гитара, что дает возможность певице продемонстрировать свои вокальные данные. В английской версии эта композиция предстала под заголовком «Silver and Gold».
В конце 2019 года мир увидел сингл «Shaj», албанский прототип будущей песни для «Евровидения».
Я наткнулся на оригинал этой песни в отрыве от конкурса и услышал в ней характерную для творческого почерка исполнительницы стилистику. В албанской версии песня понравилась мне даже немного больше, чем «Nёntori». В то же время черты «типичного» евровизионного хита тоже дают о себе знать.
Как будет дальше развиваться карьера исполнительницы, будут ли в ней полноформатные сольные альбомы и новые яркие хиты – покажет только время. Ознакомление с её работами последних лет навело на мысль, что успех «Nёntori», скорее всего, не был случайностью. Сочетание «традиционного» для поп-музыки формата с «эстетичностью» и даже местами «элитарностью» духа её произведений сделали эту артистку заметным явлением музыкальной культуры.
В завершении скажу, что с творчеством Арилены Ары я познакомился благодаря комментариям моих читателей под постом о «Песнях на непопулярных национальных языках», вышедшем в июне на канале, поэтому не надо мне писать о том, что я приписываю к мировым звездам тех, кого «никто не знает». Сами же мне на неё указали. Меломанские траектории у всех разные, а музыкальная культура столь многообразна, что держать в фокусе все её тенденции просто нереально. Именно за возможность открывать новые явления и тенденции в музыке, а потом делиться своими мыслями с другими читателями я и ценю конструктивный диалог, к которому стремлюсь на своём канале.
Статья имеет ознакомительный характер, не претендует на полноту изложения и на истину последней инстанции.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что все разговоры о ней всегда субъективны.