Начало
После своих откровений Юлия Семеновна на следующий день молчала. Как будто застеснялась вчерашнего душевного порыва. Я не стала задавать вопросов про дочь и семью, я ее спросила о другом:
- Юлия Семеновна, а вы домой, в родной наслег (якутская деревня. село) когда-нибудь ездили?
Эту тему моя соседка по больничной палате с удовольствием поддержала.
- Конечно, я там была. Первые годы - нет, не ездила. Слишком сложно и дорого было добираться. Это уже после медучилища, отработав год или два, поехала. У меня уже какие-то деньги водились, ведь жила я очень скромно и питалась я бесплатно. Почему?
- Я дневала и ночевала в своем медпункте, на вызовы шла в любое время и в любую погоду. Если далеко, например, в соседнюю деревню, то председатель лошадь давал. А уж запрягать-то я умела! Сани или телега, для меня проблемой не были. Вот сельчане в благодарность стали меня подкармливать. Сначала я ни в какую не брала ни мясо, ни масло, ни рыбу пока председатель меня не убедил.
- Люди от души угощают, причем никто от себя ничего не отрывает. Уж мяса, молока и масла у всех достаточно. И село наше стоит на карасевом озере. Без рыбы не бываем. Не обижай людей, а то ходить к тебе перестанут. Будут считать, что брезгуешь ими и сами лечиться начнут и что тогда?
- Вот. Это в пятьдесят девятом или шестидесятом году я поехала на родину. Съездила в Якутск и накупила своей многочисленной родне подарков. Маме я еще раньше шаль пуховую купила. Такая богатая была шаль. И осенью двинулась в путь.
- В этот раз я ехала несколько дней. Из Якутска до райцентра летела на самолете - кукурузнике. Потом целый день тряслась на автобусе до соседнего большого села. А вот оттуда уже на перекладных с ночевками у родственников. Так, ведь, четыре-пять дней, это не два месяца в телеге болтаться. Для этих родственников я тоже небольшие подарки припасла.
- Потом, когда я посчитала расходы, то получилось, что съездить в отпуск на Юг, мне бы обошлось дешевле. Но я нисколько не жалела. Родители постарели. Вроде и лет им было не так много, а тяжелая работа, суровая жизнь свое взяли. Два брата женились, а сестра вышла замуж.
- Сестры и снохи работали доярками, а мужчины скотниками и механизаторами. Тогда доильных аппаратов у них не было. И руки у женщин болеть начинали рано.
- Мои подарки были для родни словно из другой жизни. Кофты, рубашки и платки рассматривались, их нюхали, ахали при этом. Только слышались удивленные: - ай-кыы! Абатый!
- Свои вещи я тоже оставила там Вернулась из отпуска в одном платье и плаще. И в резиновых сапогах. Мое новое нижнее белье тоже перекочевало к сестре.
- Я детям, кроме конфет, яблоки привезла. Племянники первый раз их ели. Не доходили фрукты до нашей деревни, уж больно доставка была сложная.
- Продукты, топливо - бензин и солярку, да и все остальное, доставлялись Северным морским путем до Тикси. А оттуда уже, в основном в период навигации, баржами по речкам. Зимник тогда уже был, но машин было мало. Заполярье!
Деревня тоже изменилась. Построили новую школу. Жили, правда, еще в юртах.
Про юрту. Да, еще в шестидесятых годах можно было встретить юрту, причем не только в дальних селах, но и в райцентре. Якутская юрта (не путать со среднеазиатской!) представляла из себя по форме усеченную пирамиду.
Наклонные стены, угол которых был около 70 градусов, состояли из стоящих тонких бревен и снаружи были обмазаны смесью глины и навоза, иногда с добавлением соломы. Крыша покрывалась корой или берестой и сверху засыпалась землей. Пол земляной. Дверь была строго с восточной стороны. Освещалось помещение через несколько маленьких окон.
Отрывок из рассказа "Как бабка Дарья в покер отыгрывалась"
- Появился и фельдшерский пункт. Постоянного электричества не было, но работала дизельная станция. Свет давали с шести утра зимой до десяти вечера. А летом с десяти утра. Цивилизация!
- В следующий раз я была дома, уже когда окончила мединститут, году в семидесятом. Опять-таки до райцентра на самолете, а потом, до самого дома на автобусах. Дороги грунтовые, но дороги! И деревня была уже не та.
- Юрт совсем не осталось. Стояли деревянные дома. Появился клуб. А сколько радости было от доильных аппаратов! Подарки, в этот раз, я собирала в течение года.
- Пока живы были родители, я еще раз съездила в деревню. А потом старики ушли один за другим и я больше не была в родных местах. Последний раз брала с собой дочку. Она была поражена - так невозможно жить! Э, дорогая, видела бы ты наш наслег в пятидесятые и шестидесятые годы.
- Сейчас созваниваемся с сестрой. Братья совсем стариками стали. Они еще старше меня.
- А меня стало тянуть в родные края. Вот подлечу глаза и ... Внук пообещал меня свозить, ему самому интересно, он в тех краях никогда не бывал. А человек, ведь, должен знать, где его корни.
Понравилось? Буду рада Вашим лайкам и комментариям. Подписывайтесь на мой канал и Вы не пропустите новые публикации.
Навигация по каналу